admin / 22.04.2020

Багги военные

Центральный рынок чеченской столицы — города Грозного. Промозглый день в начале апреля. К двум российским офицерам, покупающим в небольшом заляпанном грязью киоске сигареты и пиво, быстрым шагом подошел невысокий молодой человек в черной куртке и джинсах, и глубоко надвинутой на глаза вязаной шапочке.

Поравнявшись c военными, юноша внезапно выхватил из-под полы куртки короткоствольный автомат и открыл стрельбу по ничего не подозревавшим офицерам. Затем, бросив свое оружие рядом с телами убитых, молодой человек быстро достал из кобуры одного из русских офицеров пистолет, подхватил валяющийся рядом с другим телом автомат и исчез в ближайшем переулке.

Спустя некоторое время к месту происшествия прибыли сотрудники военной комендатуры и работники чеченской милиции, однако никаких улик, кроме брошенного возле убитых пистолета-пулемета «Борз» (Волк) чеченского производства, не нашли.

«Выходец» из Чечни, «Борз» относится к числу типов оружия, которое, если не в первозданном своем виде, то переделанное или отремонтированное тут же в Чечне, образует мощный — в силу своей доступности и малой стоимости — арсенал в распоряжении сил, вражески настроенных по отношению к российским военнослужащим и сотрудникам про-московских правоохранительных органов республики. Располагая этим арсеналом, повстанцы могут не бояться остаться невооруженными в том случае, если федеральным властям таки удастся положить конец хищению оружия, незаконной торговли и продаже его борющимся за независимость формированиям.

9-мм пистолет-пулемет «Борз» идеально подходит для тактики внезапных атак. Это небольшое, компактное оружие, легкий вес которого и простота в обращении благополучно нейтрализуют недостатки его рабочих характеристик. «Этот пистолет-пулемет обладает весьма невысокими тактико-техническими характеристиками, — говорит сотрудник УФСБ (Управление федеральной службы безопасности) РФ по Чечне майор Анатолий Медведев. — 9-мм «макаровский» патрон, которым стреляет «Борз», слишком мощный для стали, из которой изготовлен ствол оружия, и быстро его разнашивает. После 2-3 выпущенных рожков, «Борз» просто начинает «плеваться» пулями».

«Тем не менее, я бы назвал это оружие идеальным для диверсантов и киллеров. Он целиком оправдывал свое назначение как оружие для полувоенных формирований партизанского типа. Он имеет фантастическую скорострельность, а расстреляв все патроны, его можно просто бросить. «Борз», по моим данным, стоил в Чечне очень дешево, где-то порядка 100 долларов США, а его производство не требует больших усилий и расходов».

Выпуск пистолета-пулемета «Борз» был начат на грозненском заводе «Красный молот» в 1992 году по распоряжению первого чеченского президента. Президент Чечни генерал Джохар Дудаев получил и первый экземпляр «Борза» под номером 0001. Однако промышленный выпуск этого оружия был вскоре прекращен по причине недостатка качественного металла и начавшейся войны (1994), но кустарное производство этих пистолетов-пулеметов продолжалось вплоть до последнего времени.

Как рассказал корреспонденту IWPR начальник научного отдела Центрального музея Вооруженных сил РФ Владимир Семченко, в главном военном музее страны имеется несколько экземпляров чеченских пистолетов-пулеметов «Борз». «Один из них был подарен нашему музею генералом Геннадием Трошевым (который в прошлом командовал российскими войсками в Чечне). Имеющиеся у нас образцы этого оружия отличаются друг от друга и по техническим характеристикам, и по внешнему виду, что показывает кустарность их изготовления». Бывший начальник цеха завода «Красный молот» Адлан Мусаев утверждает, что «настоящих… заводских «Борзов» было выпущено всего несколько сотен штук». «Это потом всевозможные «кустари» бросились клепать некие подобия «Борза» и продавать их доверчивым любителям оружия, выдавая за новые образцы «Волка». Но все это было всего лишь пародией на оружие», — сказал он. Наличие самодельного оружия позволило чеченским повстанцам продолжать сопротивление, в особенности во время второй военной кампании, начавшейся в 1999 году. Собственного тяжелого вооружения у повстанцев не имеется, однако они проявляют большую изобретательность, переделывая случайные предметы в оружие.

Большую роль в диверсионно-подрывной деятельности чеченских партизан играет их умение изготовлять взрывные самодельные устройства — для подрыва боевых машин и колонн федеральных сил. В этих целях, из-за хронической нехватки заводских мин, они используют всевозможные боеприпасы, как то: неразорвавшиеся мины, снаряды, ракеты и т.д. В иных случаях боевики просто обкладывают снаряды взрывчаткой и подрывают. Но часто путем нагревания снарядов (мин, ракет) на огне, они выплавляют из них тротил, который при нагревании становится жидким, и заливают его в различные емкости — для придания нужной им формы. После чего туда же закладываются различные металлические предметы (болты, гайки, гвозди, стальные шарики и т.д.) для повышения поражающих свойств.

Российские военные утверждают (об этом неоднократно заявлял и полковник Илья Шабалкин), что на базах и в захваченных лагерях боевиков российские солдаты часто находят одноразовые медицинские шприцы, что, по их мнению, служит доказательством распространенности среди боевиков наркомании. Однако люди посвященные говорят, что медицинские шприцы используются повстанцами в качестве детонаторов для подрыва своих самодельных мин. Миноискатели российских саперов реагируют на железные предметы, но на пластмассовые шприцы они не срабатывают.

Кроме того, чеченские партизаны активно применяют и тяжелое вооружение, снятое с подбитой ими бронетехники и соответствующим образом переделанное. Майор Медведев рассказал, что на одной из захваченных баз боевиков в Веденском районе, что расположен в южной части Чечни, был найден крупнокалиберный пулемет КПВТ. «Даже офицеры, прошедшие немало «горячих точек», были поражены увиденным», — сказал он.

«Боевики установили его на вращающейся треноге, приварили к нему велосипедный руль и подвели к механизму электроспуска провод от обычного аккумулятора. Получилось весьма мощное, компактное и удобное оружие, которое, между прочим, не уступает заводским образцам. Как говорят у нас в России, «голь на выдумки хитра»!

Об изобретательности повстанцев рассказывает и 23-летний Изнаур, воевавший в отряде известного чеченского командира Хамзата Гелаева (погибшего недавно в горах Дагестана).

«Для того чтобы превратить карданный вал «КАМАЗА» в миномет, не требуется слишком больших усилий, — говорит он. — Достаточно приварить в один из концов кардана средних размеров гвоздь, и миномет готов! Остается только воткнуть его в землю и можно стрелять. У нас в отряде было несколько таких минометов».

В период между военными кампаниями в 1996-99 гг. руководство республики во главе с Асланом Масхадовым пыталось наладить выпуск некоторых видов оружия. Оружие производилось большей частью в Грозном, для чего использовались некоторые цеха полуразрушенных предприятий «Красный молот» и «Электроприбор», а также в третьем по величине городе Чечни — Аргун. «Перед вторжением в Дагестан летом 1999 года отряды Шамиля Басаева и арабского наемника Хаттаба, по имеющейся у нас оперативной информации, получили более 250 таких минометов, а также около тысячи подствольных гранатометов, изготовленных в городе Аргун, — сказал сотрудник УФСБ Чечни, который не пожелал назвать своего имени. — Вместе с тем, в Грозном, на территории бывшего трамвайного парка изготовлялись пистолеты Макарова (ПМ). Заготовки закупались на военных заводах России».

До сих пор в Чечне за относительно небольшую сумму (100-150 долларов США) можно купить пистолеты Макарова, переделанные из газовых в боевые. Особым спросом у покупателей пользуются «переделки», имеющие «осетинский» ствол. Они — только часть того арсенала, который продолжает «питать» непрекращающееся в Чечне насилие.

Опубликовано 19 апреля 2004 года

Элитные войска России задумались о модификации боевого багги чеченского производства «Чаборз М-3» для арктических условий. Этот вездеход как будто вышел из голливудского блокбастера и больше подходит для перевозки актеров из боевиков. Но на самом деле, данная машина четко указывает на намерение России настойчиво расширять свое присутствие в стратегически важном арктическом регионе.

Арктический, или северный вариант М-3 впервые показали на учениях, которые прошли в марте 2018 года на Земле Франца-Иосифа. Это цепочка островов на Крайнем Севере России, находящаяся за Полярным кругом. Учения проводила национальная гвардия России, и в них приняли участие подразделения спецназа из Федеральной службы безопасности и из наполовину автономного региона Чечня. В учениях также участвовали регулярные войска российской армии, а впоследствии боевые багги появились и на других учениях Росгвардии в этом регионе.

«Тренировки, проводимые в особых географических и климатических условиях, позволяют нам отрабатывать новые формы боевых действий, согласовывать работу систем управления и испытывать перспективные образцы военной техники и оружия, — заявил в апреле после одного из таких мероприятий командующий войсками национальной гвардии Российской Федерации Виктор Золотов. — Несомненно, тот опыт, который приобрели войска, будет использован и в подготовке других частей и подразделений».

Учения на Земле Франца-Иосифа проводились по нескольким контртеррористическим сценариям, включая освобождение атомного ледокола «Советский Союз», захваченного террористами. Наряду с модификацией «Чаборза» на учениях показали многое другое новое и самое современное оборудование, в том числе, костюм-крыло и усовершенствованные навигационные приборы.

Эти учения, состоявшиеся в марте 2018 года, стали первым мероприятием, на котором открыто показали арктический вариант М-3. Пока информации об этом вездеходе очень мало, но похоже, что это просто небольшая переделка оригинальной конструкции, в которой задние приводные колеса поменяли на треугольные траки, а передние на пару лыж.

Базовый вариант М-3 представляет собой багги с задним приводом, в котором есть место для водителя, для стрелка с установленным на машине 7,62-мм пулеметом и для третьего человека, который сидит сзади чуть выше остальных и может вести стрельбу из других видов оружия. На кронштейнах сзади может крепиться 7,62-мм пулемет или 30-мм автоматический гранатомет.

Изначальный вариант «Чаборза» является плодом сотрудничества между чеченской компанией «Ф-Моторспорт» и частным Российским университетом спецназа. Слово «спезназ» это сокращение, и означает оно войска специального назначения.

Затем чеченское автомобилестроительное предприятие «Чеченавто» в 2017 году приступило к серийному производству М-3, и в том же году представило более крупную машину М-6 на шестерых человек. «Чаборз М-3» весит около 1 270 килограммов, то есть, значительно меньше специальных боевых полноприводных внедорожников. Максимальная скорость на дороге с покрытием у него составляет свыше 130 километров в час. Сообщается также, что он обладает хорошей проходимостью.

Неизвестно, обладает ли такими характеристиками северный вариант. На видеозаписи учений с Земли Франца-Иосифа видно, что он не отстает от снегоходов и демонстрирует хорошую маневренность в снежных условиях.

Если у арктической версии аналогичные характеристики, то она будет иметь существенные преимущества над существующими снегоходами, собачьими упряжками и прочими транспортными средствами, которые в настоящее время в этом регионе используют военные. М-3 с установленным на нем оружием совершенно точно обладает большей огневой мощью, чем любое из перечисленных транспортных средств.

Арктический вариант наверняка можно перебрасывать по воздуху точно так же, как и стандартный багги М-3, что еще больше увеличивает его универсальность. Машину на колесах можно разместить в вертолете типа М-17, а также в транспортном самолете большего размера, таком как Ил-76, Ан-32 или Ан-74.

Все эти характеристики как нельзя лучше подходят для подразделений поддержки в ходе наступления, когда они проводят рекогносцировку местности и разведку, или оказывают поддержку спецназу во время боевых действий. В этом плане М-3 гораздо лучше, чем другой снегоход «Беркут-2», который Россия недавно начала приобретать для действий в Арктике. У этой машины закрытая и отапливаемая кабина, но она намного медленнее, и у нее всего один пулемет в задней части.

Однако те военные, которые будут пользоваться «Чаборзом», никак не защищены от воздействий внешней среды, а поэтому они не смогут вести боевые действия длительное время. Кроме того, на этих машинах не видно никакой броневой защиты для личного состава. А еще не совсем понятно, как ее открытая в основном трансмиссия и прочие компоненты выдержат минусовые температуры. Конечно, стрелок «Беркута-2» тоже сидит снаружи снегохода, и кроме того, его автомобильный корпус вряд обеспечит серьезную защиту.

Тем не менее, северный вариант М-3 в конечном итоге может оказаться самым привлекательным для Росгвардии и прочих сил государственной безопасности по политическим причинам. Согласно имеющейся информации, предприятие «Чеченавто» разработало эту машину специально по указанию властного руководителя это полуавтономной республики Рамзана Кадырова. Этот экстравагантный и хорошо разбирающийся в социальных сетях человек является одним из главных союзников российского президента Владимира Путина.

Кадыров также принимал непосредственное участие в создании Российского университета спецназа в чеченском городе Гудермесе в 2013 году, и о нем подробно пишет вебсайт этого учебного заведения. С момента своего основания данный университет поддерживает тесные связи с национальной гвардией.

Федеральную службу Росгвардия в 2016 году создал Путин, и она подчиняется непосредственно президенту. Отдельным президентским указом ее руководитель Золотов получил место в Совете безопасности РФ, что стало показателем политического веса этой организации.

Росгвардия номинально отвечает за внутреннюю безопасность, и ей передали различные формирования специального назначения, в том числе, ранее подчинявшиеся МВД. Но согласно имеющейся информации, она играет роль своеобразной преторианской гвардии, защищая правительство Путина. Есть также информация о том, что ее войска обеспечивают проведение тайных операций, скажем, по взаимодействию с силами сепаратистов на востоке Украины.

Действуя в соответствии с указаниями Путина, стремящегося усилить российское присутствие в Арктике, Росгвардия и чеченский спецназ все чаще проводят учения, боевую подготовку и прочие мероприятия в этом регионе. В 2016 году элитные силы Чечни и росгвардейцы участвовали в совместных учениях на Северном полюсе.

Каковы бы ни были реальные характеристики северного варианта «Чаборза», и кто бы ни использовал эту машину, она определенно указывает на то, что Арктика приобретает все большее значение в российских внутри- и внешнеполитических планах. Этот снегоход военного назначения, скорее всего, станет одной из многих специализированных северных машин для армии, которые появятся в ближайшем будущем.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Типы багги

Главная задача, которая стояла перед машинами в военнное время – снабжение войск. Изначально с этим справлялись паровые тракторы, доставляя провизию британским войскам во время Крымской войны. Уже с началом 20-века в армии появились автомобили с бензиновыми двигателями, а к концу столетия ассортимент военных автомобилей серьёзно расширился.

Во времена 1-ой мировой войны некоторые страны уже имели собственные автомобильные подразделения. В те времена боевые машины или военные багги, как их называли в США, в основном использовались для моторизации штабов и снабжения солдат провизией. По правде сказать каких только багги не было у военных за всю историю, кроме электромобилей. Также с их помощью удавалось оперативно перебрасывать войска, буксировать артиллерийские орудия и эвакуировать раненных. После 1-ой мировой войны, началась бурная модернизация военной техники. Все ведущие армии мира, интенсивно внедряли военную автомобильную технику (ВАТ).Поэтому операции второй мировой войны уже невозможно представить без применения военной техники.

За последние 60 лет сменилось несколько пооколений военной автомобильной технники. Количество и качество задач решаемых военной техникой росло пропорционально развитию техники. Современную военную технику принято разделять по следующим критериям использования: колёсные тягачи, гусеничные машины, многоцелевые автомобили, подвижные мастерские, машины технической и медицинской помощи.

Также есть ещё две классификации по видам: гусеничная и колёсная.

В каждой стране развитие ВАТ происходило разными путями. Мы остановимся на лидирующих странах и наиболее интересных военных автомобилях.

Вполне понятно желание вооруженных сил ведущих мировых держав иметь на вооружении технику собственного производства, или сеть для обслуживания ВАТ иностранных производителей, на крайний случай. Российский военный автопарк в 2005 году насчитывал 480 тысяч машин российского и советского производства.

После распада Советского Союза часть производителей оказалась «зарубежом», а производство и сервисное обслуживание стратегически важной техники нельзя ставить в зависимость от «внешних» условий. Поэтому автомобили украинского Кременчугского завода в скором времени вышли из эксплуатации на территории России.Что касается белорусских автомобильных заводов то им удалось сохранить доверительные отношения с Российскими вооруженными силами (Минский автомобильный завод, МАЗ, Минский завод колёсных тягачей, МЗКТ).

Военные внедорожники
Легковые машины повышенной проходимости с колёсной формулой 4х4 и максимально упрощённой конструкцией нашли применение во второй мировой войне, в качестве санитарных, командирских и транспортных машин. Позже американцы стали выпускать внедорожники с рамной конструкцией кузова, более динамичные и лёгкие, их называли военные багги.

Автомобили разработанные по окончании второй мировой войны были прородителями первых джипов. До сих пор в основе многих джипов лежат джипы 50-60 годов, такие ветераны как американские М151, британские «ЛэндРовер» или же советские УАЗ-53. Однако способы ведения войн меняются, а вместе с ними меняются и поколения боевых машин.

Например в США после вьетнамской кампании полностью отказались от машины «Виллиса», а вместо неё стали использовать совершенно другой автомобиль, который сначала назывался HMMWV (аббревиатура означающая многоцелевое транспортное средство высокой мобильности). Также этот автомобиль известен под прозвищем Хаммер (молоток). Однако Хаммерами называют только коммерческие модификации этого автомобиля, но не военные.
Этот автомобиль успешно сочетал независимую подвеску, широкопрофильную резину пониженного давления, широкую колёсную базу, внушительный дорожный просвет и мощный дизельный двигатель.
Показательное требование к машине. Возможность управления с ранением одной руки и одной ноги, с использованием автоматической трансмиссии. Воздухозаборник с воздушным фильтром, расположенный над капотом, увеличивает глубину преодолеваемого брода. Линейка HMMWV содержит 15 модификаций с общими шасси, трансмиссией и двигателем. 8 из которых – боевые машины, несущие на борту боеприпасы. Остальные санитарные или штабные. Всего семейство хаммеров насчитывает 44 сменных модуля.

Бронированные модификации хамера менялись в следующем порядке: противопульное бронирование машин с использованием кевлара, стали и поликарбонатных бронестёкол.

В 90-е годы началось увеличение текущей брони, к противопульной кевларовой броне добавили сначала противоосколочную, а затем модернизировали шасси и поставили противоминную защиту днища. После войны в Афганистане где противоминная защита спасла не один экипаж от взорвавшейся мины, спрос на подобные автомобили резко возрос.

ЛуАз – 967 М (4х4)

Спрос на установку брони растёт с каждым годом. На пример компания «Армор Холдинг» с 93 по 2006 год оснастила 17, 5 тысяч Хамеров, 14 из которых после 2003 года.

Во время Иракской войны свой вариант бронирования хамеров предложили инженеры из ЮАР, уделив внимание защите от фугасных мин, к тому моменту ЮАР обладала солидным опытом борьбы с фугасами, а США как раз не хватало информационной поддержки и опыта в этой области.

Итальянский бронеавтомобиль от компании IVECO

Внедорожники имеют двойное назначение. Большинство военных внедорожников имеют гражданские модификации. Наиболее известные из них Мерседесы G-класса, Хаммеры, Лэндроверы и советские УАЗы, широко используемые в хоз. нуждах.

Автомобиль ГАЗ-64

Барсы и Тигры
Первый серийный внедорожник 4х4 в СССР появился в 1941 году. Это была модель ГАЗ-61, за которой последовали модели с 64 по 67Б. Не смотря на это, в ходе великой отечественной войны в наших войсках больше всего было следующих моделей: «Виллис», «Додж ¾», «Форд». В 53 году начался серийный выпуск ГАЗ-69. Машины повышенной проходимости обретали всё большую популярность.

Боевой багги Flyer R12 сингапурского производства используется в США.

Характеристики: дизельный двигатель 81 л.с., запас хода 500 км, макс. скорость 110 км/ч, экипаж 3 человека, масса 2,47 т

А с 1972 года на Ульяновском автомобильном заводе начался серийный выпуск УАЗ-469, достойно служащих и в наши дни. Разные модификации этого автомобиля побывали более чем в 80 странах мира. Уступая западным внедорожникам по комфорту, русский УАЗ выигрывал проходимостью, надёжностью и ремонтопригодностью. Показательный случай из Эфиопии: при преодолении маловодной речушки с песком и илом, прочно застряли Лэндроверы, а УАЗ недолго побуксовав, пересёк реку и взял Лэндроверы на буксир.

Модельный ряд УАЗа со временем модернизировали. Например в 1985 году был установлен более мощный 80 л.с. двигатель, была улучшена трансмиссия, ходовая часть и органы управления. Позже был внесён ещё ряд изменений позволивших существенно улучшить эксплуатационные качества машины. Войсковые части использовали следующие модификации: машину химической и радиационной разведки, автомобиль общего назначения, командно-штабная машина. Также УАЗ предусматривал использование доп. оборудования специального назначения: комплект железнодорожных ходов, для движения по рельсам, как для отечественной колеи (1520мм) так и для европейской (1435мм).

Чуть позже в 90-х годах предприняли ряд попыток модернизировать старого «козлика» УАЗ-469, прежде всего для коммерческого использования. В чеченской войне УАЗы также широко использовались в боевых действиях.

ГАЗ 29752 «ТИГР» 4х4. Используется внутренними войсками МВД РФ и ОМОНом. Масса 5 т, грузоподъёмность 1, 5 т (до 10 человек), дизельный двигатель 205 л.с., запас хода по топливу 1000 км.

Позже Ульяновский автомобильный завод поставил более мощный 137 л.с. двигатель с электронным впрыском, в сочетании с 5 ступенчатой коробкой передач, передней и задней рессорными подвесками и редукторными мостами.

«Барс» или УАЗ 3159
Позже на основе Барса у увеличенной шириной колеи, создали УАЗ-2966, который поставлялся в войска с 2004 года. Разнесение колёс по ширине было связано не только с повышением устойчивости и манёвренности на поворотах. Подобное расширение базы не только позитивно отразилось на компоновке ущлов и агрегатов, но и позвоилио установить доп. защиту от мин. В Дагестане и Чечне российская армия сталкивалась с теми же минными проблемами, что и советская армия в Афганистане. Локальное бронирование приносило хорошие результаты. Показательный случай того времени:

«Барс» попавший под обстрел чеченских бандитов, выдержал не только сотни пулевых попаданий, но и выстрел из РПГ. Весь экипаж, находившийся в БАРСе выжил.

Боевые багги

Другим родам войск требовались более манёвренные и лёгкие транспортные средства. На пример для военно-десантных войск, такая потребность была ясна изначально. Джипы создававшиеся для них можно назвать сверхмалыми и лёгкими. Их главные плюсы: малая заметность на местности, простота погрузки/разгрузки на самолёт, вертолёт с целью оперативной переброски десанта. К первым военным багги относится американский М274, называемый «Механическим Мулом» (двигатель 21 л.с.), очень необычный австрийский багги «Штайр-Пух» 700 АР «Хафлингер» с 22 л.с. двигателем, предназначался для боевых действий в горах.

Отличились в ФРГ, приняв в 1970 – е годы на вооружение воздушно-десантных войск автомобиль «Крака» 640 компании «Фаун» с оппозитным двухцилиндровым двигателем и складной рамой. Несмотря на лёгкую колёсную базу «Крак» служил платформой для перевозки тяжёлого вооружения, безоткатных орудий, ракетных комплексов.

Фаун Крак 640 (4х4)

В СССР разработкой компактного внедорожника занялись в 1950-е годы. Главной целью было создание малозаметного транспортёра переднего края (ТПК). Позже, в 60-е годы на вооружении советской армии появился плавающий внедорожник ЛуАЗ – 967, производившийся на Луцком автомобильном заводе. Приземистый корпус с понтоном, 4-хцилиндровый двигатель воздушного охлаждения делали его уникальным в своём роде. ТПК использвали для эвакуации раненых, перевозки провизии и боеприпасов, установки отдельных видов вооружения (пулемёты, гранатомёты). Пилот мог управлять ТПК лёжа. А малые габариты и вес в сочетании с хорошей плавучестью и проходимостью делали тпк очень удобным для переброса десанта, съёмные мостки + лебёдка значительно повышали проходимость, лебёдкой можно было подтягивать к машине раненых солдат и грузы.

Штурмовой багги

Багги, оснащённые автоматическими пушками или пулемётами, собирали ещё в начале 20 века. Боевые багги использовались в двух мировых и нескольких локальных войнах. На пример во время второй мировой войны, Красная армия успешно использовала вооруженные пулемётами «Виллисы». А зенитные и пулемётные установки на автомобильных шасси вообще были излюбленным вооружением.

Машина французского спецназа, Панар SCV

Масса 4т; вместимость 6-8 чел; дизельный двигатель 210 л.с., запас хода 800 км; скорость до 120 км/ч.

Позже в 70-80 годах, был очередной рост интереса к облегченным боевым мащинам, повышенной проходимости. На этот раз в связи с развитием сил быстрого реагирования и военно десантных войск.

Багги использовали для патрулирования территорий, разведки и поисково-спасательных работ.

Отсутствие брони компенсировали за счёт уникальной мобильности, достигаемой мощными двигателями в сочетании с лёгкой рамной конструкцией. Также багги обладали малой заметностью по сравнению со старшими братьями. Низкий корпус, малый уровень шума, способствовали незаметным передвижениям багги. Транспортный вертолёт мог брать на борт два автомобиля с экипажами. Здесь бронированные авто не могли конкурировать с облегченными багги.

Багги — лёгкий рамный автомобиль, отличающийся малыми размерами, высокой проходимостью, скоростью и устойчивостью на поворотах. В качестве примера можно взять американские боевые багги: ALSV, FAV и LSV. Эти багги развивали макс. скорость 130 км/ч, а 50 км/ч достигали уже на 8-ой секунде, при трогании с места, с полным экипажем (4 человека на борту). При этом на багги используется коммерческая версия дизельного двигателя и коробки передач.

Израильский автомобиль «Desert Raider» 6х6, масса – 2, 6 т, бензиновый двигатель 150 л.с. Запас хода по топливу 600 км.
2 передних колеса ведущие. Автомобиль обладал хорошей устойчивостью, высокой базой и не заметной системой выхлопов. Использовался для перевозок солдат, установки пулемётов и рпг.

Военный багги американских военно воздушных войск. ALSV. Экипаж – 3 чел, двигатель 140 л.с. дизель. Масса 2, 35 т.

Разработать проект помог Грозненский государственный нефтяной технический университет (ГГНТУ), инициативу поддержал филиал Фонда имени шейха Зайеда (крупнейшая инвестиционная компания в ОАЭ), который реализует в республике акселерационную программу для инноваторов.

— Наша цель — сконструировать максимально компактную установку под капот автомобиля, которая будет питаться от аккумулятора и при этом потреблять минимальное количество энергии, — объясняет идею Рамзан Ирипханов. — В разработке я отталкивался от классической электролизной ячейки, включающей семь пластин из высококачественной нержавеющей стали (в идеале — титан). На них подается ток, а затем с помощью разряда происходит разделение воды на водород и кислород. Эффективность агрегата зависит от разных факторов: частоты импульсов, покрытия пластин, его формы. Также рассматриваем и такое решение: добавлять в воду электролиты — катализаторы, которые позволят при меньших затратах энергии получать то же и даже большее количество гремучего газа.

Эта технология только начала завоевывать мировой рынок. Так, электролизные ячейки размером с контейнеры используют на крупных заводах, где на производстве нужен водород. В Китае выпускают тяжелые установки для очистки двигателей, а также для автогенных сварочных работ: при температуре 2800 градусов водородным пламенем плавят, режут и сверлят металлы.

— Сегодня двигатели внутреннего сгорания нельзя назвать высокоэффективными, поскольку в них от 25 (в бензиновых моторах) до 45 процентов (в дизельных) залитого топлива сгорает, так и не отдав энергию автомобилю, а остатки вылетают в выхлопную трубу в виде легких фракций. Хотя в современных машинах летучие соединения в систему очистки все-таки попадают, — продолжает Рамзан. — При добавлении водорода в воздушно-топливную смесь двигателя увеличиваются температура зажигания и скорость сгорания, благодаря чему горючее полностью сжигается внутри цилиндра. В перспективе водородные системы в состоянии удовлетворить многие энергетические потребности. К примеру, сейчас мы разрабатываем генераторы для сити-ферм в Арктике, которые установит компания «Гринбар» — тоже участник первой чеченской акселерационной программы Zayed innohub. Они заинтересовались этой темой, ведь в северных районах доставка топлива — дорогое удовольствие, поэтому актуально производить энергию на месте.

Бизнес-проект Рамзана Ирипханова родился из обычного хобби — автотюнинга. Уже не понаслышке зная об электролизе, в 2018 году он стал заниматься очисткой двигателей от углеродных накоплений. А в прошлом году представил свою разработку в инновационном центре в Объединенных Арабских Эмиратах.

— Мне тогда поступило предложение доработать идею на Ближнем Востоке, но и в нашей стране есть прекрасные специалисты и вся необходимая инфраструктура для создания генератора, — отметил инноватор.

Сейчас прототип тестируется на дизельных автомобилях. Одновременно ведется работа над упрощением конструкции — она должна быть надежной, крепкой, но при этом такой, чтобы водитель смог в ней разобраться и не обращался постоянно в сервис за помощью. Кроме того, данная система сможет осуществлять самодиагностику — отслеживать параметры двигателя, его температуру, внутреннее давление.

По мнению инициатора стартапа, она будет интересна автолюбителям, транспортным и строительным компаниям. Причем генераторы разрабатываются для разной техники: стоимость оборудования для грузовиков не превысит 200 тысяч рублей, для легкового транспорта — 50 тысяч.

Тем временем автомобили на водородных топливных элементах уже выпустили на рынок Honda, Toyota, Hyundai и ряд китайских компаний. Согласно прогнозам международного консорциума Hydrogen Council, основанного в Давосе в 2017 году крупнейшими отраслевыми компаниями, на водороде к 2050-му будут работать более 400 миллионов легковых машин, 15-20 миллионов грузовиков и пять миллионов автобусов. .

Подробности

Отборочный этап первой чеченской акселерационной программы прошли три проекта: веб-сервис продажи шаблонных дизайн-проектов Вали Саркиева, производство и обслуживание мобильных вертикальных ферм Анны Вититиной и разработка генераторов водорода высокой мощности Рамзана Ирипханова. Каждому Фонд шейха Зайеда выделил три миллиона рублей. Также авторам предоставили доступ к инфраструктуре ГГНТУ. В течение трех месяцев участники акселератора проходили обширную образовательную программу, итогом которой стала поездка в ОАЭ и встреча с представителями инвестиционного сообщества Ближнего Востока.

— Когда стало известно об акселерационной программе, мы и подумать не могли, что она вызовет такой интерес, — сообщил ректор ГГНТУ Магомед Минцаев. — Но, как показала практика, это действительно перспективное направление. И сегодня ребята ставят перед собой задачу — завоевать более широкую аудиторию. Мы возлагаем большие надежды на развитие научного парка вуза.

В Подмосковье стартовали репетиции парада в честь Дня Победы. На площадке в Алабино, имитирующей Красную площадь, ровный строй «коробок» отрабатывают пешие расчеты. Движение в колонне тренирует и боевая техника. Сотня танков, систем залпового огня, тяжелых и легких зенитных ракетных комплексов, самоходная артиллерия, бронемашины. С 2015 года непременные участники парада — бронемашины «Курганец», «Бумеранг», танк Т-14 «Армата». В 2019 году к параду тоже готовятся новинки. Например, четырехколесный боевой багги «Чаборз М3», стихия которого — степная и горная местность. «Армейский стандарт» разбирался в боевой четырехколесной экзотике.

Боевой багги с ходу удивляет необычным внешним видом — вместо салона, привычно защищенного бронекорпусом, открытая площадка, огороженная трубчатым каркасом. Из вооружения — только пара пулеметов. Но опыт современных войн и вооруженных конфликтов останавливает нас от попытки высмеять с виду неказистый боевой автомобиль.

Ярчайший пример — противостояние североафриканских стран — Сирии и Чада — в 1987 году. У него и название удивительное — «Война Тойот». Максимально облегченные внедорожники японского автопрома в войсках Чада оказались настоящей четырехколесной «кавалерией». Быстро преодолевая пустыню, они врывались в тыл, били по флангам. Так, в одном из сражений благодаря ударившим по тылам легким джипам Чада ливийская армия оказалась на грани поражения. Не помогли Ливии ни реактивные системы залпового огня, ни три сотни танков.

Тогда все поняли: современные тачанки могут внезапно стать «козырной картой» в любой военной операции.

От побережья США до пустынь Кувейта

О багги впервые заговорили в США в 50-х. Тогда знаменитый «Фольксваген Жук» переделали для патрулирования морского побережья. Впрочем, к этому новоделу отнеслись как к чудачеству и быстро забыли. Но все изменилось в конце 70-х. «Ястребы» Пентагона тогда породили немало «горячих точек» на Ближнем Востоке, в Африке и Азии. Для ударных рейдов и диверсий вытащили из нафталина идею багги, как на молодежном сленге называли тот самый «Фольксваген Жук». Для мобильности и проходимости отказались об брони и вообще от корпуса — силовой рамой стал трубчатый каркас.

Использовались западные багги и во время операция «Буря в пустыне». Тогда легкие четырехколесники американской компании Chenowth кроме патрульной службы выполняли функцию разведки. Они оказались незаменимым транспортом на песчаных барханах. Мобильность настолько поразила североамериканских коллег по НАТО, что они безоговорочно приняли на вооружение багги США. Влюбился в легкий четырехколесник даже ультраконсервативный британский спецназ САС.

Сегодня в мире настоящая экспансия именно американских образцов. США, НАТО и Япония под пятой штатовских четырехколесников Polaris. Ими оснащены войска специального назначения, диверсионно-разведывательные группы, охрана аэродромов и военных баз.

Polaris оборудованы централизованной системой подкачки шин, трансформируемым каркасом, защищенными от легких осколков и пуль топливными баками. Из вооружения можно установить пулемет и станковый гранатомет. Еще одна полезная фишка, которая может спасти жизнь, — широкопрофильные шины низкого давления. С ними не страшно и в болото, и по противотанковым минам — нажимной механизм не сработает.

Однако вызов безраздельному господству багги с клеймом «made in USA» в 2016 году внезапно бросила Россия.

Ударный вездеход с кавказской кровью

Скромная компания «Чеченавто» наладила выпуск отечественных легких четырехколесников — «Чаборз М3» и «Чаборз М6». Массой всего 750 килограммов, багги М3 прекрасно чувствуют себя на любой труднопроходимой местности — будь то пустыня, болото, лес или горные склоны. При этом полного привода у багги нет. И это только в плюс — ходовая часть без кардана увеличивает клиренс, а отсутствие раздаточной коробки уменьшает вес и стоимость машины. Чеченский багги с одним задним мостом на раз-два штурмует крутые склоны.

Облегченная конструкция упрощает ремонт, а легкий трубчатый каркас, где нет ни дверей, ни крыши, совсем не в тягость для отечественного автовазовского двигателя.

Шустрые багги имеют несомненное преимущество в горах и средь пустынных барханов. Тяжелая техника начинает опрокидываться, стоит крутизне склона превысить 35 градусов, вязнет в песке. Легким и мобильным багги же все это нипочем! Вот что о российской новинке говорят сами разработчики: «Багги — идеально в качестве небольшого средства доставки. В горной местности, пустынях, в Арктике он незаменим. Позволяет бойцам не нести все на себе. Увеличивается мобильность, увеличивается боезапас. Те же палатки, спальники — все это теперь не нужно тащить на себе. Следовательно, бойцы меньше устают, а вместе с этим и расширяется круг задач, которые можно выполнить».

Другая история с «Чаборз-М6». Эта модификация — более массивный багги за счет установки полного привода. Да и грузоподъемность у него повыше, чем у младшего брата модификации М3. В М6 вмещается семь бойцов и множество снаряжения и боезапаса. Если нужно, «Чаборз-М6» превращается в санитарную машину — она может вывезти несколько раненых из труднодоступных участков местности.

Первую обкатку машины прошли на месте сборки – на крутых склонах и труднодоступных плато Чеченской Республики.

— Здесь, в Чеченской Республике, нет ни одной дороги, ни одного места, где эта машина не смогла бы проехать, — рассказывает военный комендант Грозненского гарнизона Артём Кожин. — По опыту боевых действий в Сирии могу сказать, что эти машины были бы и там очень востребованы для подразделений военной полиции, так как они прекрасно справляются с функциями патрулирования и сопровождения колонн.

Теперь юркие и мобильные багги обживаются и в нашей армии. Однако в сравнении с зарубежными вооруженными силами мы пока в начале пути внедрения багги в армию.

От славы до забвения

Неприятную мысль о том, что мы в вопросе багги выступаем в роли догоняющих, подтверждает и один из разработчиков «Чаборзов».

— В России много танков, кораблей, ракет и другого качественного и хорошего вооружения. А вот данный сегмент техники в нашей стране практически отсутствует, — замечает технический директор кавказской фирмы — производителя русских багги Владимир Бурлаков.

Это кажется особенно несправедливым, ведь наша страна в свое время находилась у истоков багги. И не просто находилась, а была законодателем мод. В 1959 году первые фото спортивного багги буквально влюбили в себя весь Советский Союз. С тех пор практически на всех станциях юных техников, ДОСААФ и автоклубов взрослые, пионеры и школьники пытались конструировать эти легкие четырехколесные машины.

В СССР даже выпускались инструкции, как собрать багги буквально на коленке. Как пример — журнал «Юный техник» за июнь 1973 года. В рубрике «Задание конструкторам» — подробная инструкция по сборке «Багги-ТМ» своими руками.

Интересовалось багги и советское Министерство обороны. В начале 80-х в лабораториях КамАЗа на базе спортивного автомобиля багги разработали машину для диверсионных операций.

Вот фрагмент из интервью автогонщика со стажем, а в те годы инженера-испытателя отдела дорожных испытаний управления, главного конструктора КамАЗа Александра Сухарева:

— Багги не только был создан, но и успешно прошел испытания. Почти все узлы автомобиля разрабатывались в экспериментальном цехе и имели оригинальную конструкцию. Машина свободно выдерживала десятиметровые прыжки с любого бугра. При этом она развивала скорость до 200 километров в час и скакала как кузнечик.

На машину установили впервые выпущенную тогда в СССР «кроссовую» резину. Под названием «Багги-КамАЗ 2905» наше детище даже засветилось на одном из военных показов. Быстрая малютка могла нести на себе экипаж из трех человек, пулемет, боезапас и диверсионное оборудование.

Были предложения даже оснастить наш контингент в высокогорном Афганистане — юркие «кузнечики» могли сыграть весомую роль в противостоянии с местными бандформированиями. Увы, какой-то большой «кабинетный специалист» в Генштабе решил тогда, что эти «детские машинки» — не для серьезной войны, и проект отклонили.

А позже, в 90-е, было уже не до перспективных разработок. А ведь как бы пригодились такие багги-«кузнечики» на том же Северном Кавказе. Так, легкому четырехколесному боевому транспорту пришлось ждать еще почти два десятка лет.

Поле боя — и Африка, и Арктика

2017 год. «Чаборз» меняет кавказские кручи на ледяные поля Арктики. Оснащенный гусеничными траками вместо задних и лыжами вместо передних колес, он с успехом преодолел сугробы почти в метр высотой.

Надежно защищенный двигатель температуру в -40 градусов и ниже даже не замечает. Для уменьшения нагрузки коробку передач и трансмиссию усилили. Это добавило веса, однако теперь «Чаборз» свободно рассекает по арктическим снегам со скоростью до 80 км/ч. Так мир впервые увидел багги не только для прерий, пустынь и степей, но и для арктических снегов.

Понятно, почему стол директора фирмы-производителя «Чаборза» ломится от заказов — русский багги с кавказским нравом готовы купить в СНГ, Индии и Китае и на Ближнем Востоке. Но пока приоритет российскому Минобороны и Росгвардии.

В наших войсках заждались быстрых, высокоманевренных автомобилей повышенной проходимости. Настоящей находкой обещают стать они для десантников и пограничников, разведчиков и бойцов спецназа.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*