admin / 26.04.2020

Автомобильная торпеда

Традиция называть переднюю панель незамысловатым термином «торпеда» пришла из времен наших дедушек. Старые автомобилисты легко применяют его в быту, а также во время ремонтных работ. Название «торпеда» вошло и в неофициальный обиход инженеров. Производители запчастей также не страшатся применять его для наименования многообразия пластиковой продукции для украшения кабины. Для старых «Жигулей» различных серий существовали серии пакетов тюнинга, центральным элементов которых становилась так называемая евроторпеда. Однако не всякий инженер может ответить на вопрос, откуда взялся этот термин.

Морская мина и приборы

При выяснении происхождения термина самое простое — это связать это народное название с морской вытянутой самодвижущейся миной. Именно на нее якобы была похожа панель «Жигулей», если снять ее с машины и посмотреть сбоку. Однако, как видится, связь между ними весьма натянутая.

Кроме того, делаются предположения, что эту часть автомобильного интерьера стали именовать таким образом из-за сходства с кузовом «Торпедо», который использовался в спортивных автомобилях 20-30-х годов прошлого века. Эти машины действительно напоминали морской подводный снаряд. Но и здесь чувствуется натяжка.

В действительности приборная панель получила в русском языке свое прозвище совсем по иной причине. Дело в том, что нашим дедушкам-автомобилистам до войны и во время нее приходилось встречать иностранные автомобили немецких и французских марок. Кроме того, после Великой Отечественной войны в СССР хлынул поток трофейной техники, как грузовой, так и легковой. Там часто встречались приборы немецкой фирмы Torpedo, которые шли на конвейер многих марок. Они устанавливались в сборе не над рулевой консолью, как сейчас, а между водителем и передним пассажиром. Первые отечественные автомобили НАМИ тоже пользовались импортными приборными щитками, как и продукция горьковского автогиганта. Советские «Форды» оснащались торпедо из металла.

Спидомер, одометр, топливомер, а также указатели давления масла, заряда батареи и прочие стрелочные аналоговые устройства занимали большую часть переднего пространства в кабине старинного автомобиля. Эти массивные панели имели выгравированное название производителя и поставщика Torpedo, расположенное на тыльной стороне, которое можно было прочесть при демонтаже всего щитка. Продукция этой компании была настолько распространена, что встречалась в множестве машин и настолько примелькалась слесарям, что превратилась в имя нарицательное. Много позднее то же самое случилось и с названиями «бендикс», «ксерокс», «керхер» и пр.

Слово живет

Слово «торпедо» было настолько простым, понятным и удобным, что очень быстро заменило в производственном сленге заковыристые выражения «приборный щиток» или «комплекс приборов».

Постепенно на место фирмы Torpedo пришли другие поставщики автомобильных комплектующих, однако слово прижилось в СССР и никуда не исчезло. В 50-е годы им именовали уже не приборы, а переднюю часть кабины с вещевым ящиком, нишей под радиостанцию и прочими устройствами для управления машиной. Таким же образом стали называть передние панели и на «Жигулях», а также на всех советских легковых автомобилях.

Панель приборов, в сокращении звучит как приборка – это обобщенное название зоны, в которой располагаются все основные контрольно-измерительные приборы автомобиля. Они предназначаются для оперативного оповещения водителя о текущем состоянии всех значимых систем, узлов и агрегатов транспортного средства, актуальной скорости передвижения, доступном количестве топлива, пройденного пути и прочем.

фотогалерея:

Расположение и состав автомобильной приборной панели

В подавляющем большинстве машин все приборы панели управления расположены слева прямо перед водителем. В некоторых серийных легковых машинах панель приборов размещается по центру передней консоли, но все равно немного разворачивается в сторону водителя для удобства считывания информации с нее.

Как правило, панель приборов автомобиля включает следующие индикаторы:

  • спидометр – указатель скорости;
  • контрольные лампы работоспособности узлов;
  • общий и посуточный счетчики пробега;
  • индикатор температуры в системе охлаждения;
  • индикатор уровня топлива;
  • тахометр – указатель оборотов двигателя.

Это основной, стандартный набор показателей приборной панели, который может изменяться и дополняться в зависимости от конкретной модели автомобиля. Например, в некоторых современных машинах устанавливаются контроллеры износа тормозных дисков, от которых на приборную панель выводятся сигнальные лампы.

Обозначения на панели приборов.

Контрольно-измерительные приборы подавляющего большинства моделей автомобилей работают по единому принципу – красный свет, это проблемы. То есть, свечение любой красной лампочки или пребывание стрелки прибора в красной зоне говорит о проблемах с автомобилем. В таком случае лучше всего остановиться и изучить проблему, и только в случае ее классификации как неопасной, двигаться дальше.

Тестирование состояния узлов автомобиля по показателям приборной панели

Не всем известно, что еще до начала движения панель приборов может показать наличие проблем с автомобилем. Увидеть их просто – необходимо провести краткое тестирование систем в начале дневной эксплуатации машины.

Сначала включается зажигание, но двигатель не запускается. При этом на панели загорается большое количество разноцветных лампочек, точный состав и расцветки которых зависят от модели машины. Но в любом случае должны загореться следующие сигнализаторы:

  1. лампа давления в смазочной системе;
  2. лампа исправности аккумулятора;
  3. лампочка включения ручного тормоза.

В автомобилях с дизельными двигателями также обязательно должен кратковременно включиться индикатор состояния свечей накала, отключающийся после срабатывания соответствующего реле.

Далее следует запустить двигатель. Сразу после этого «тревожные» индикаторы красного цвета за исключением датчика ручного тормоза должны погаснуть. Чтобы проверить исправность ручника и его контролера, нужно просто затянуть его и опустить обратно, попутно проверяя реакцию соответствующего индикатора.

Спустя 10-20 секунд следует выключить двигатель, снова включив только зажигание. Если мотор полностью исправен, датчик масляного давления не должен загореться, поскольку оно уже повысилось до нормы. У двигателя в хорошем состоянии лампа должна загораться не ранее, чем через 5 секунд после выключения. Другой результат свидетельствует об износе мотора и необходимости посещения СТО.

Такой экспресс-осмотр состояния автомобиля не позволит определить все его существующие и вероятные неисправности, но даст довольно достоверную информацию о возможности его эксплуатации в ближайшие часы, что тоже полезно.

Самая простая процедура в ремонте панели — замена лампочек подсветки, остальные процедуры требуют определенных навыков.

Неисправности приборной панели

Панель приборов чаще всего содержит электронные, световые и механические приборы, причем доля последних постоянно уменьшается. Поломки в основном связаны с износом механических частей, сбоями бортового компьютера и неполадками в бортовой электросети автомобиля. При любой неисправности в приборной панели нужно сразу же обратиться к специалистам, поскольку ездить, не будучи уверенным в достоверности показателей панели, крайне опасно.

Тюнинг «торпеды», достаточно распространенное явление среди владельцев автомобилей ВАЗ, да и не только.
Она (т.е. торпеда, она же панель приборов) всегда на виду, и несет в себе множество регулировок, показателей, отсеков и прочего. И естественно, не всем автовладельцам по душе эргономика и дизайн стандартной торпеды. Быть может не всё, но отдельные части точно. (Не рассматривая случаи замены из-за естественного износа)

К примеру:
— Все хорошо, но комбинация приборов такая тусклая и допотопная, что даже смотреть туда не очень таки и хочется. Ручки регулировки блока отопителя я бы поменял на другие, с хром элементами и текстурой под карбон.
Или

— Центральная консоль абсолютно не вписывается в остальной дизайн моего интерьера. А я хочу под дерево!
И вообще, хочу как у Ситроэнов, чтобы комбинация приборов стояла по центру, мне так привычней. И где подстаканники в тоннеле пола? Это точно 21 век?
Думаю примеров достаточно. Как видите в торпеде можно многое заменить, а так же её саму целиком. Остается неизвестность. Как такой большой элемент заменить?
Развею ваши сомнения и загадки. Очень просто.

Ну ладно, пусть не очень просто. Естественно придется немного повозиться ведь элемент как никак массивный. Однако все встает в штатные места и не требует доработок, так как панели старого образца и европанели – взаимозаменяемые.
В комплект входит все необходимое, поэтому бегать по рынкам в поисках одной заглушки или кнопки – не придётся.
В заключении дам совет от себя:
Самое главное в установке это поэтапность действий и внимательность (откуда, что и куда). Соблюдая эти 2 аспекта, вы сократите время установки тем самым сэкономите физические и моральные силы.

В данной группе представлены панели приборов для автомобилей Лада Самара (ВАЗ 2108, 2109, 21099).

5 (3)

Я часто слышу как приборную панель или облицовку приборной панели в автомобиле называют «торпедо» или «торпеда». И я всегда думал, что «торпедо» синоним «парприз».

Что такое «торпедо»?

Начну с того, что я ошибался, считая «торпедо» синонимом «парприз». Эти два жаргонизма ставших нарицательными обозначают разные вещи.

Торпедо — приборная панель или щиток приборов.

Парприз — облицовка панели приборов.

В Толковом словаре Д. Н. Ушакова можно найти другое значение для «торпедо», допускается и «торпеда». В словаре указывается, что это автомобиль сигарообразной формы.

Так выглядит торпеда согласно значению Толкового словаря Ушакова. На иллюстрации автомобиль 1920 года.

Как правильно?

Д. Н. Ушакова работал над словарём в 1935-1940 годах. В те времена «торпедо» никак не ассоциировалось с приборной панелью. Торпедо стало синонимом приборной панели в середине прошлого века. Дело в том, что существовала немецкая компания Torpedo (может быть и сейчас существует, я не проверял) которая производила приборы для автомобилей различных марок. Со временем это слово стало нарицательным для приборной панели. После того как я узнал происхождение этого жаргонизма, мне стало понятно, что правильно употреблять именно «торпедо». Я не нашёл чёткого указания в словарях как всё таки правильно «торпедо» или «торпеда».

С парпризом оказалось всё проще. «Pare-brise» в переводе с французского означает лобовое стекло или козырёк, который защищает водителя от пыли и ветра. В наше время парпризом называют облицовку панели приборов, то есть парприз — это облицовка торпедо.

Если вам интересны подобные статьи, то вы можете следить за новыми публикациями в VK, Telegram, Instagram, Twitter, Яндекс.Дзене и YouTube:

Натур-Мораль против человеческой морали как причины синдрома Веры Засулич
Спицын (1.32.25):
«Даже если Платошкин неправ, даже если следственные органы докажут то, в чём они его обвиняют — я всё равно не отрекусь от Платошкина, чисто по человеческим обстоятельствам…»
«Использовали донос Евгения Фёдорова… он сам расписывается в том, что он подлец — …»я написал донос»… Хотя есть статья за ложный донос….»

1. Спицын весьма наглядно выразил суть синдрома Веры Засулич — сочувствие, а часто даже и восхищение смутьянами несмотря на их очевидный вред для страны. Ведь Спицын использовал сослагательное наклонение — мол, даже если Платошкин действительно смутьян, то всё равно его нужно защищать от репрессий. Я давно уже пишу об этом синдроме как об одной из причин российских смут:

2. При этом Спицын обвиняет в подлости Фёдорова, написавшего «донос» на Платошкина. Но что такое донос? Например, если человек знает о том, что некто готовит теракт (взрыв в людном месте) — то он должен сообщить в полицию или нет? Конечно, должен. Станет это доносом в том негативном смысле, о котором говорит Спицын? Конечно, нет. Потому что донос в негативном смысле — это не ради людей, а ради себя (корысти, карьеры, мести и т.д.). Если ради людей — то это не подлость, а наоборот, честный и благородный поступок.
Спицын не может не понимать этой разницы — так почему же он молчит об этом? Потому что иначе ему придётся сделать оговорку — мол, если Фёдоров искренне считает Платошкина американским агентом, то в таком случае он не доносчик, а честный человек. А проверить искренность Фёдорова в этом вопросе невозможно без твёрдых доказательств. А их у Спицына нет — а значит, он не имеет права обвинять Фёдорова в подлости согласно презумпции невиновности (в моральном плане). Но тогда не удастся встать на защиту Платошкина от «подлеца» Фёдорова. Вот Спицын и передёргивает — доказывая тем самым свою подлость и лживость.
3. Подлость Спицына в том, что ему плевать на народ, который больше всего страдает от смут — повторяю, что Спицын готов защищать Платошкина, даже если вина последнего будет доказана. Но тут уже встаёт вопрос о морали — может ли она быть против народа? Во всех вариантах человеческой морали — да, это возможно, поскольку везде моральность провозглашается в виде догматов («Не убий», «Не укради» и т.д.). Независимо от конкретных обстоятельств, в которых иной раз нужно и убить (иностранного агрессора), и украсть (план нападения на страну), и соврать (в плену у оккупантов), и т.д. Отсюда и возможность манипуляции честностью — её можно применять как во благо, так и во вред народу.
4. Я основал концепцию Натур-Морали (в рамках мировоззрения Развитеизма(:

Суть в том, что морально лишь то, что служит полноценному Развитию-Усилению своего народа, но не вразрез с Развитием других народов страны, которое в свою очередь не вразрез с Развитием человечества, которое не вразрез с биосферой планеты и т.д. — до уровня Мироздания в целом. Нельзя вырывать из этой пирамиды Развития одну ступень — как, например, большевики, назвавшие моральным всё, что служит делу революции независимо от того, полезна революция всей пирамиде или нет. Или шовинисты, ставящие свой народ превыше всего. И т.д.
Применительно к данной ситуации:
Радикал-патриоты ставят свою ненависть к антинародному курсу Кремля превыше интересов страны (толкают её к смуте) — вырывают ступень из той самой пирамиды Развития. Значит, «доносы» на них — это высоконравственные поступки, тем более, если они совершаются публично. Таким образом даётся двойной отпор «патриотическому Майдану» — юридический и политический.
5. Исходя из Натур-Морали к аресту Платошкина нужно относиться настороженно, пока не появятся доказательства его вины или невиновности. Но Спицын не имея таких доказательств (он сам об этом сказал) — встал на сторону Платошкина — на сторону Госдепа против России.
А вот я привёл факты, обличающие Платошкина как майдауна — поэтому и потребовал его посадки:
Окончание:

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*