admin / 29.04.2020

Автокросс ЗИЛ

В Советском Союзе развитию автоспорта уделялось огромное значение. Это было достаточно просто объяснить, ведь государство решало этим сразу несколько задач: получало новых специалистов, бывшие школьники осваивали профессии, полезные в армии, проводилась популяризация военной службы и новых видов спорта.

Первые соревнования по автокроссу в СССР начали проводить в начале 60-х годов. В отличие от международного автоспорта у советского была одна важная особенность: в гонках участвовали автомобили, распространенные в армии и народном хозяйстве.

Соревнования проводились на специально созданных для этого трассах и собирали огромное количество зрителей, которым подобные зрелища были в диковинку. Интерес был вызван еще и тем фактом, что за рулем автомобилей и грузовиков находились не профессиональные спортсмены, а самые обычные водители, занимающиеся автокроссом в свободное от работы время.

В теории, стать водителем кроссового автомобиля мог каждый, поэтому многие парни представляли себя за рулем мчащихся автомобилей, поднимающих столбы пыли с грунтовых треков, и взлетающие на несколько метров вверх.

Зрители располагались по краям трассы, сидели на ближайших пригорках, забирались на деревья или крыши других грузовиков для лучшего обзора. А возле самых интересных мест было настоящее столпотворение, как в магазин за колбасой.

Основными гоночными автомобилями были ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Чуть позже стали появляться более тяжелые ЗИЛ-130, которые впоследствии вынесли в отдельный гоночный класс. Внешне грузовики практически не отличались от серийных версий.

Сразу за кибиной, в грузовой платформе, устанавливался мощный стальной каркас, спасающий водителя в случае переворота. На него же крепился гоночный номер, который также дублировался на дверях кабины.

Одним из самых популярных этапов проходил в Рязани с 1964 года. Первое время в гонках принимали участие ГАЗ-51 и ЗИЛ-164. Позже был даже поставлен абсолютный рекорд по количеству участников. Их было 304 в разных классах от детских багги до ЗИЛ-130. Он не побит до сих пор.

В лучшие годы автокросс приходило посмотреть более 40 тысяч человек. Еще бы, кто откажется от такого зрелища, когда огромные стальные грузовики подпрыгивают на ухабах, расталкивая друг друга бортами!

Изначально советский автокросс напоминал американские соревнования Baja1000. Круг длиной около 10 километров гонщикам нужно было преодолевать раз десять-пятнадцать. Да, дистанция превышала сотню километров! Спортсменам приходилось преодолевать броды и овраги, причем каждый гонщик мог выбирать дорогу по вкусу — главное проезжать между установленными флажками-чекпоинтами.

Интересно, что в ранние годы старт был, как в «ЛеМане», когда после отмашки судьи гонщики бежали к своим автомобилям, заводились и уже только потом стартовали. Еще одной особенностью именно советского автокросса был тот факт, что в кузова грузовиков клали балласт в виде мешков с песком. Дважды за гонку (до старта и после финиша) проходило контрольное взвешивание.

Но в 1980-м году всё начало идти на убыль. Виной тому критическая статья «Почему летают грузовики?» в газете «Правда». Грузовой автокросс признали наносящим ущерб социалистической собственности. Десять лет после этого грузовой автокросс был под запретом.

С распадом СССР все запреты сняли, и грузовики вернулись на трассы автокросса. Интересно, что спортсмены до сих пор используют старенькие ГАЗы и ЗИЛы для участия в мероприятиях.

Колеса почти в два метра диаметром, водонепроницаемый корпус и способность гонять хоть по льду, да хоть по болоту. У «Шерпа» на фестивале внедорожников конкуренции просто нет, он скорее приглашенная звезда, а это — показательные выступления для зрителей.

Источник фото: телеканал «360»

Фестиваль «4 на 4» — это выставка лучших кроссоверов и любительские гонки по бездорожью. Участвовать могут все, кому не жалко подвеску. Гонки в коротком формате «джип-спринт»-километр по вязкому песку и ухабам. Говорят, трасса абсолютно безопасна — все-таки строилась не для профессионалов. Даже на маленькой скорости сильно «болтает», и чистым с этой трассы явно не уедешь — это точно российское бездорожье в миниатюре.

Источник фото: телеканал «360»

Все заезды — парные. Задача каждого — пройти круг быстрее соперника. Песок во все стороны, и вот — первый «перевертыш»: брать всю семью в штурманы было плохой идеей, на повороте занесло.

Источник фото: телеканал «360»

Один из участников — Павел — в гонках участвует впервые. Говорит, полагаться будет не только на опыт, но и интуицию. Первого соперника Павел победил, а вот на втором круге решил не рисковать и замедлился.

«Трассу уже подраскатали, в колею попадаешь, потому что камни летят, машину жалко», — поделился участник гонок Павел.

Источник фото: телеканал «360»

Результат — второе место на гонках и утешительный приз, зато, говорит Павел, машина цела — даже мягкую песочную трассу некоторые внедорожники не выдержали, домой такие гонщики едут на эвакуаторе. Хотя выбор транспорта большой, хоть на гусеничном внедорожнике с выставки домой отправляйся, хоть на «мото-собаке».

11-12 мая под Рязанью уже в 54-й раз прошел всероссийский автомобильный кросс, посвященный Дню Победы. Десятки участников, борьба на грани фола, эмоции болельщиков – по доброй традиции старейшая гонка в России собрала все лучшие составляющие автоспорта.

В этом году соревнование приобрело международный статус, поскольку для официального участия в гонке приехал вице-чемпион Эстонии в классе ГАЗ-53 Андрес Аллик. Однако в Рязани он выступал не за рулем родного «газика», а на грузовике ЗИЛ-130, подготовленном шатурской командой TechnoLazer.

Андрес Аллик.Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

— Дело в том, что в мае 2019 года исполнилось ровно 40 лет, как эстонские спортсмены в последний раз выступали на рязанской трассе за рулем ЗИЛ-130, — рассказывает отец эстонского автогонщика Калле Аллик. – Мы хотели отметить это событие, вновь вернувшись на рязанскую трассу. Конечно, было много бюрократических согласований, но в конечном итоге все закончилось благополучно.

Участие спортсмена из другой страны привлекло к нему повышенный интерес болельщиков. К грузовику с эстонским флагом на кабине подходили, фотографировались.

— Раньше у Андреса был опыт управления спортивным ЗИЛ-130? – интересуемся мы у Калле.

— Нет, до сегодняшнего дня он не проехал на нем ни метра…

Отметим, что в рамках автокросса «День Победы» спортсмены, выступающие на грузовиках ЗИЛ-130, разыгрывали медали второго этапа чемпионата России, поэтому Андресу Аллику предстояло сразиться с лучшими пилотами. Всего на старт гонки вышли 19 спортсменов. В своем полуфинальном заезде Андрес финишировал на шестой позиции. Это не позволило ему напрямую отобраться в главный финал, но зато предоставило возможность в утешительном заезде стартовать с первого ряда. Этот заезд пилот из Эстонии провел выше всяких похвал. Его соперничество за вторую позицию, которая позволяла пройти в главный финал, с Максимом Ивановым (Рязань) и Валентином Никифоровым (Москва) стала настоящим украшением соревнований. Сколько раз пилоты вели борьбу буквально борт в борт – не сосчитать. В итоге последняя путевка в главный финал соревнований досталась именно Андресу Аллику.

Андрес Аллик (№88) ведет борьбу за последнюю путевку в финал с Максимом Ивановым.Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

— Я был счастлив, когда проехал на грузовике ЗИЛ-130 несколько тренировочных кругов по трассе, ну а то, как события развивались дальше, просто не описать словами, — не скрывал эмоций Андрес. – Спасибо Александру Ильичеву и его ребятам за то, что подготовили грузовик, спасибо организаторам соревнований и соперникам за честную борьбу!

Запомнился этот утешительный финал и пожаром на машине Рушана Мухамеджанова (Москва). Потушить пламя огнетушителями судьям не удалось, пришлось немного поработать пожарной команде, дежурившей на гонке.

Пожар на машине Рушана Мухамеджанова.Фото: Евгений БАРАНЦЕВ В утешительном финале Рушан Мухамеджанов прежде чем загореться, едва не опрокинул грузовик на бок.Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

В главном финале безоговорочную победу одержал Денис Демидов (Реж). Вторым финишировал Игорь Атаев (Москва), на третье место в красивой борьбе прорвался Сергей Сафонов (Москва). К разочарованию местных болельщиков, не смогли добраться до пьедестала сильнейшие рязанские пилоты: Вячеслав Свечников пересек финишный створ четвертым, а Роман Степанов – шестым. Андрес Аллик финишировал на восьмой позиции. Возвращение эстонского пилота на рязанскую трассу за рулем ЗИЛ-130 получилось очень успешным!

Соперничество земляков: Вячеслав Свечников против Романа Степанова (оба Рязань).Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

Не менее увлекательно развивались события в зачетном классе Т1-2500 УАЗ, где также спортсмены разыграли медали второго этапа чемпионата России. Среди участников – а их собралось 23 – были все сильнейшие, за исключением представителей заводской команды «УАЗ». К сожалению, автокроссу на заводе в Ульяновске сказали «нет». С этого года кроссовой команды на предприятии больше не существует.

Переворот Никиты Кечкина.Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

Еще на стадии четвертьфинальных заездов из борьбы за награды выбыли трое спортсменов, среди них оказался и молодой Никита Кечкин из Дмитрова – его машина эффектно перевернулась в самом начале нового круга. К слову днем позже, но уже не стадии утешительного финала именно на этом месте перевернул свой УАЗ и его отец Денис Кечкин. Также кульбитами на разных стадиях соревнований отметились Станислав Арумс (Санкт-Петербург), Александр Софронов (Чита) и Вадим Лутфуллин (Пермь).

Был в этой зачетной группе и свой юбиляр. Любимец рязанской публики москвич Петр Дрофичев отметил в Рязани важную дату – 35 лет со дня первого старта за рулем ульяновского внедорожника.

— Благодарный, тактичный, волевой, ответственный, доброжелательный, — именно такими словами характеризует своего друга руководитель рязанской команды «АвтоТемп – Спорт» Михаил Лазарев.

Юбилейная гонка складывалась непросто для Дрофичева. Четвертьфинальный заезд ему и вовсе пришлось ехать на трех цилиндрах, но опытный пилот справился с этой задачей. Затем отобрался в главный финал, где финишировал шестым.

Соперничество Дмитрия Громакова (Рязань) и Николая Зверева (Сухой Лог).Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

Ну а правили балом в этом классе братья Коструковы из подмосковных Бронниц. Михаил выиграл первый полуфинальный заезд, Александр – второй. Не оставили шансов братья-близнецы соперникам и в финале. Золото у Михаила Кострукова, серебро у Александра Кострукова, бронза досталась пермскому спортсмену Алексею Плешивых. Кстати, именно эти гонщики только в другой последовательности стояли на пьедестале почета и по итогам прошлогоднего автокросса «День Победы».

В классе Т4-2 («Газель») едва не сотворил сенсацию 84-летний (!) ветеран автоспорта Игорь Игоревич Борисенко. Он занял четвертое место, остановившись в одном шаге от пьедестала. Игорь Игоревич в настоящее время является одним из старейших спортсменов в мире, которому удавалось взойти на пьедестал почета в официальных соревнованиях. На этот раз обновить рекорд не получилось, но мы верим, что Борисенко еще вернется на рязанскую трассу и тогда уже наверняка поднимет планку на новый уровень!

Дмитрий Пучков.Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

Соревнования на «Жигулях» классической модели в первую очередь запомнились эффектной аварией в полуфинальном заезде, в которую угодили рязанцы Андрей Тюрин и Кирилл Кургузиков. Второй буквально перескочил через переворачивающуюся машину первого и сам опрокинулся на крышу. После переворота из бака автомобиля Кургузикова хлынул бензин, но, к счастью, все обошлось. Победу, как и год назад, отпраздновал рязанец Дмитрий Пучков, вторым финишировал Дмитрий Исаев из Бронниц, а вот третье место на счету рязанца Андрея Силаева.

Силаев вернулся на лидирующие позиции благодаря спонсорской поддержке «Центра современной медицины имени профессора П.Г. Швальба», и теперь сможет представлять Рязань на высоком уровне и за пределами региона.

Последствия аварии Андрея Тюрина и Кирилла Кургузикова.Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

Автоспортивный сезон 2019 года набирает обороты. Следите за расписанием соревнований, участвуйте и поддерживайте любимых спортсменов. Ближайший автокросс в Рязанской области состоится уже 1-2 июня в городе Касимове.

Результаты соревнований

Зачетная группа Д2-Н (передний привод) – традиционные соревнования

1. Станислав Евсенин (Рязань)

2. Максим Прописнов (Рязань)

3. Евгений Точилкин (Бронницы)

Бронзовый призер соревнований Евгений Точилкин.Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

Зачетная группа Д2-классика (задний привод) – традиционные соревнования

1. Дмитрий Пучков (Рязань)

2. Дмитрий Исаев (Бронницы)

3. Андрей Силаев (Рязань)

Зачетная группа Д3-спринт (багги) — традиционные соревнования

1. Марат Мигунов (Саров)

2. Илья Копытов (Варские, Ряз. обл)

3. Сергей Савельев (Саров)

Зачетная группа Т1-2500 (УАЗ) – чемпионат России

1. Михаил Коструков (Бронницы)

2. Александр Коструков (Бронницы)

3. Алексей Плешивых (Пермский край)

Зачетная группа Т4-1 (ГАЗ-53) – кубок РАФ

1. Алексей Бокша (Реж)

2. Валерий Фролов (Рязань)

3. Максим Кученев (Рязань)

Зачетная группа Т4-2 («Газель») – Кубок России

1. Юрий Григорьев (Рязань)

2. Аркадий Коробков (Москва)

3. Алексей Савин (Рязань)

Зачетная группа Т4-3 (ЗИЛ-130) – чемпионат России

1. Денис Демидов (Реж)

2. Игорь Атаев (Москва)

3. Сергей Сафонов (Москва)

В субботу заезды продолжались буквально до наступления сумерек.Фото: Евгений БАРАНЦЕВ

Командный зачет

1. «АвтоТемп – Спорт» (Рязань)

2. ДОСААФ Рязанской области

3. «Потапов может» (Москва)

Автокроссмен Ульяновского автомобильного завода Михаил Кутинов завоевал «золото» гонки всероссийского чемпионата в классе Т1-2500 (УАЗ). Шестой этап соревнований прошел 26—27 августа на рязанской трассе «Княжое».

Заводской гонщик обошел 16 соперников из разных регионов России и завершил соревнования с результатом в 100 очков. Став лучшим в спринте и полуфинальном заезде, Михаил Кутинов выбрал удачную позицию для старта в финальной гонке. Несмотря на это, сам пилот гоночной команды УАЗ признался, что победа в заключительном заезде этапа далась ему нелегко.

«Из-за небольшой ошибки на старте я не успел занять лучшую траекторию трассы и шел третьим после гонщиков из Санкт-Петербурга и Перми. Одного из них мне удалось обогнать без касания автомобилями, а лидера обошел только на третьем круге, когда его автомобиль замедлился. В этот момент, на ямах и кочках, я и смог продемонстрировать технические возможности своего гоночного УАЗа»», — рассказал Михаил Кутинов.

Отметим, трасса «Княжое» — одна из сложнейших кроссовых трасс России. В финальном заезде по причине поломок с дистанции сошли четыре автомобиля. Тем не менее, гонщики команды УАЗ финишировали успешно.

После шести этапов Всероссийского чемпионата по автокроссу определилась следующая тройка лидеров: Михаил Кутинов (Ульяновск, 540 очков), Владимир Худяков (Санкт-Петербург, 373 очка) и Петр Дрофичев (Москва, 358 очков).

В общей турнирной таблице другие заводские гонщики — Вадим Новиков, Евгений Постников и Виталий Проненко — заняли 4, 6 и 7 места соответственно. Еще один ульяновский спортсмен, Олег Коротков, расположился на 9-м месте.

Мастер автоспорта Михаил Кутинов отметил, что за «золото» финала всероссийского чемпионата будет бороться до последнего. «Беречь автомобиль не буду, очень хочется победить», — добавил он.

Заключительный этап чемпионата России по автокроссу и традиционные соревнования «Большой приз ООО «УАЗ» пройдут 28—29 октября в селе Арское.

Для справки

В 2017 году Ульяновскому автокроссу исполняется 45 лет.
Первый автокросс в Арском состоялся в ноябре 1972 года — в то время, когда с конвейера Ульяновского автомобильного завода сошел последний ГАЗ-69, а на смену ему пришел новый внедорожник УАЗ-469.

Заводские спортсмены решили отметить этот факт соревнованиями по кроссу на уходящих в историю автомобилях ГАЗ-69. Автомобильный турнир, в котором приняли участие обе модели, ознаменовал начало новой эпохи в жизни Ульяновского автомобильного завода. 1972 год был еще и юбилейным годом — исполнилось ровно 50 лет образованию СССР. А потому ульяновский автокросс получил гордое название «Дружба народов». В нем приняли участие спортсмены из Москвы, Ленинграда, Горького, Рязани, Эстонии, Латвии, Литвы и многих других городов и регионов.

Место проведения соревнования было выбрано неслучайно — трасса на Арских холмах позволяет наиболее полно раскрыться и мастерству гонщика, и возможностям автомобиля. Дистанция была проложена по сильно пересеченной местности с повторяющимися спусками, подъемами, поворотами. По сей день спортсмены, выступающие в крупнейших гонках, отмечают: по сложности трасса в Арском превосходит многие другие и является отличной школой для мастеров автоспорта.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*