admin / 22.03.2020

Авария кубицы

Авария во время раллийных соревнований в феврале 2011 года едва не стоила жизни Роберту Кубице – поляк получил серьёзные травмы, следствием которых стала ограниченная подвижность правой руки. Многие сомневались, что Кубица когда-нибудь вернётся в гонки, но в этом году он выступает за Wiliams, и принёс команде на данный момент единственное очко в сезоне.

Роберт рассказал, какие сложности ему пришлось преодолеть, чтобы вновь выступать в чемпионате: «Я стремился вернуться в Формулу 1, чтобы доказать, что со мной всё в порядке, и у меня получилось. Сейчас многие спрашивают, зачем мне всё это надо, учитывая результаты. Мне сложно объяснить – меня не поймут многие из тех, кто не был в моем положении. Я принимаю чужие сомнения, но и вы должны принять моё решение.

Многие говорили, что я не смогу нормально выступить в Монако, но тот уик-энд получился одним из лучших. То же самое можно сказать про дождевые гонки – в Хоккенхайме я заработал одно очко. Сейчас я решаю другие задачи, чем десять лет назад, особенно если учесть машину, которая у нас есть. Сейчас я больше работаю над собой, пытаясь выйти на уровень, позволяющий за рулём быстрой машины показать всё, на что я способен.

Травмированная рука не означает, что я должен использовать другие траектории. Самые главные изменения произошли в голове. Просто невероятно, как мозг и тело приспосабливаются к новым условиям. Это один из главных уроков, которые я усвоил. Сейчас моя здоровая левая рука намного быстрее, чувствительнее и точнее, чем когда-либо. Моя левая рука развита намного лучше, чем у 99% людей. Я даже не знал этого.

Тесты показывают, что моя левая рука работает на 35% лучше, чем у других гонщиков. Вряд ли так было у меня с рождения. Скорее, это стало следствием моего саморазвития – мозг должен был как-то компенсировать ограничения правой руки. На протяжении многих лет мне пришлось переучивать тело, чтобы справиться с этими ограничениями.

Самый большой прогресс за годы, прошедшие после аварии, в том, что я научился принимать свои ограничения. Поначалу я не хотел этого замечать, хотел стать снова таким, как прежде. Было трудно, но со временем я нашёл возможность добиваться таких же результатов, как и раньше, только другим способом. Если бы я пробовал действовать как до аварии, то потерпел бы неудачу.

Затем я постарался как можно естественнее пилотировать машину. Вот почему после аварии я вернулся за руль раллийной машины – это было для меня новым знакомством. В машине я никогда не думал о проблемах с рукой, и я почти научился пилотировать раллийную машину, несмотря на свои ограничения.

После я пересел на другие гоночные машины – у меня вновь получилось. Сегодня я пилотирую машину Формулы 1 и не думаю, как должен действовать левой рукой, чтобы компенсировать недостатки правой – это происходит само собой. У меня не было выбора. Конечно, я бы предпочёл быть на 100% здоровым, но так не будет, поэтому я должен выжимать 100% из всего того, что у меня есть».

Отвечая на вопрос, почему Джордж Расселл регулярно опережает его, Кубица заявил: «Когда я пришёл в Формулу 1, у меня было меньше опыта. Гонщики нового поколения готовы к дебюту гораздо лучше, чем я или Льюис Хэмилтон.

Например, Джордж в прошлом тестировал Mercedes и Force India. К моменту начала сезона он, вероятно, проехал больше кругов за рулём современной машины Формулы 1, чем я. Джордж невероятно талантлив, и все знают, что он быстр.

Вполне естественно, что меня с ним сравнивают, но нас трудно сравнивать, поскольку мы находимся на разных этапах своей карьеры. Джордж заслуживает машину, способную бороться за победы. Скорость у него есть – вопрос времени, когда он окажется за рулём конкурентоспособной машины».

Последние новости из Италии обнадёживают: судя по всему, непосредственная угроза жизни Роберта Кубицы миновала. Впрочем, поляк всё же находится в тяжёлом состоянии, его травмы потребуют длительного реабилитационного периода,

Роберт Кубица стал жертвой несчастного случая – никто не виноват.

и, скорее всего, на трассах Гран-при в этом году мы его уже не увидим. Впрочем, спекуляции на тему сроков возвращения пилота преждевременны – после аварии, грозившей травматической ампутацией конечностей с огромной кровопотерей, мы очень рады, что Роберт вообще остался жив.

Без преувеличения, авария пилота оказалась шоком для Формулы-1. Роберт в последнее время превратился в пилота, который пользовался универсальным уважением среди всех фанатов Ф-1. Кубица мог выглядеть агрессивным на трассе, польская пресса с удовольствием разносила его едкие и иногда грубоватые комментарии по поводу собственных коллег – но у выходца из Кракова не было врагов. Даже Ник Хайдфельд, в своё время с треском проигравший поляку, считает Роберта лучшим партнёром за всю карьеру и использует исключительно комплименты, когда рассказывает о нём. Фернандо Алонсо вечером прибыл в больницу, где провёл некоторое время с родными и близкими Роберта. В клинику почти немедленно приехал даже Флавио Бриаторе, а он почти не имел отношения к карьере пилота.

Фотограф издательства «Хеймаркет” Даррен Хит оказался под огнём критики, когда разместил в своём «Твиттере» сообщение, о том, что участие Кубицы в «клубном ралли” было «глупостью” и чемпионы мира такими вещами не занимаются. Хит, разумеется, высказал точку зрения, которая имеет право на существование – только сделал это слишком преждевременно. В отличие от, скажем, 60-х, пилоты Формулы-1 действительно почти не участвуют в мероприятиях за пределами официального календаря – не только потому что у них нет времени из-за плотного графика, но и из-за прямого запрета, действующего во многих командах. Во многих, но не во всех.

Если подходить формально, то Эрик Булье сделал ошибку, разрешив Кубице участвовать в ралли.

Пилоты Ф-1 и раньше выходили из строя, участвуя во внеплановых мероприятиях.

Но с таким консервативным подходом далеко в Формуле-1 не уедешь: дополнительная инъекция скорости на прекрасной «Шкоде” (а эта марка набирает обороты после провальной предыдущей раллийной программы), адреналин на узких дорогах вокруг итальянского городка Андора – вероятно, именно это и делает Роберта Кубицу тем особенным пилотом, которого мы все уважаем. Поляк участвовал в региональном ралли, в заявочном списке почти все итальянцы: много «частников» и ни одного более-менее известного пилота. Кубица выступал исключительно ради собственного удовольствия, ни о какой славе или даже «второй карьере” речь не шла.

Реальность такова, что гонщики могут столкнуться с травмами даже в самых безобидных ситуациях. Тот же Кубица ещё в младшей серии получил тяжёлый перелом руки после аварии на обыкновенном дорожном автомобиле – поляк был на пассажирском сиденье. Ник Хайдфельд в 2005 году оказался в больнице с травмами после ДТП. Ник путешествовал на велосипеде – и был вынужден пропустить добрую четверть сезона. Марк Уэббер ломает себе кости гораздо чаще, чем того хотел бы Кристиан Хорнер. Хейкки Ковалайнен в безобидной «Гонке чемпионов” (её проводят на футбольном стадионе) попал в довольно серьёзную аварию. После того как его «Ауди” начала неконтролируемо разгоняться, пилот очень жёстко врезался в отбойник и потерял сознание на 30 секунд, получив сотрясение мозга. Гонка казалось столь безопасной, что Хейкки посадил в машину свою подругу – та получила травмы ноги. В этом же мероприятии участвовали выступающие в разных сериях чемпионы: Феттель, Шумахер, Лёб и Приоль. И все они могли оказаться на месте Хейкки.

Так что стоит воздержаться от обвинений менеджмента команды и пилота в том, что они не уберегли Роберта. Речь идёт о несчастном случае, едва не ставшем трагедией.

Авария Кубицы при этом должна стать тяжёлым уроком для Эрика Булье: французу следует осознать, что для команды, претендующей на победы в Формуле-1, очень важно иметь двух пилотов, которые в состоянии постоянно бороться за подиум. Виталий Петров, судя по его форме в прошлом сезоне, пока не готов возглавить «Рено” и полноценно заменить поляка. В этом нет ничего оскорбительного: сам Роберт Кубица на второй год своего участия в Формуле-1 ещё не вышел из тени Ника Хайдфельда и не выступал на высоком уровне.

В итоге Булье оказался в крайне сложном положении. Судя по характеру травм Роберта, «Рено” придётся искать пилота почти на целый сезон. Эрик в этом году набрал в свою команду немало молодых гонщиков-испытателей, но будут ли они в состоянии проводить гонки на уровне Роберта Кубицы?

После аварии Кубицы боссы команд должны задуматься: есть ли у них замена пилоту-звезде?

Недавно ушедшие пилоты-ветераны, вроде Хайдфельда и де ла Росы, тоже не могут гарантировать высокого уровня выступлений. Резко снижают пространство для манёвров и тестовые ограничения – если Булье собирается найти хорошего пилота, он должен начать поиски немедленно: пока у потенциального гонщика будет время испытать новый болид. По-хорошему, кого бы ни нанял Булье, команде всё равно нужен опытный тест-пилот, который в состоянии достоверно оценить преимущества инновационной системы выпуска.

Эрик может утешать себя только тем, что «Уильямс” находится примерно в такой же ситуации. Если что-нибудь случится с Рубенсом Баррикелло или он уже в начале сезона решит, как в своё время Деймон Хилл, что пора уходить в отставку, Фрэнк Уильямс и Патрик Хэд рискуют оказаться у разбитого корыта – причём в буквальном смысле.

Разумеется, мы желаем скорейшего выздоровления Роберту. Поляк из обыкновенной семьи, который смог пробиться в Формулы-1 без спонсорской поддержки, не оставляет сомнений в том, что ему хватит силы духа преодолеть боль и неопределённость реабилитационного периода. Мы уверены: даже если останется призрачная возможность вернуться в Формулу-1, Роберт Кубица использует её – и вновь сядет в кокпит в самые короткие сроки.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*