admin / 04.06.2020

Аквапланирование, что это?

Двигаясь за рулем своего автомобиля в сырую погоду, многие из нас сталкивались с кратковременной потерей управляемости и резким рывком рулевого колеса в сторону.

Это аквапланирование — образование под колесами гидродинамического вала (водяной клин), на котором машина попросту всплывает.

Подобное явление чаще происходит при проезде луж на высокой, не менее 60-70 км/ч, скорости.

Опытные водители утверждают, что водяной клин под колесами может образовываться и на меньших скоростях, однако эти утверждения не имеют научных обоснований.

По утверждениям исследователей, скорость, на которой будет образовываться клин, зависит от:

  • Глубины водяной пленки;
  • Остаточной глубины протектора;
  • Влажности воздуха;
  • Типа привода автомобиля;
  • Гладкости дорожного покрытия.

Стоит заметить, что хорошее качество дороги здесь скорее минус, чем плюс. На шероховатом покрытии, имеющем ямки и мелкие выбоины, для возникновения АП требуется большая скорость, чем на идеально гладком асфальте.

При грамотном поведении водителя в момент столкновения с водной преградой, образующийся водяной клин редко приводит к аварии. В основном подобное происходит, если колеса немного вывернуты, а глубина лужи неравномерна (автомобиль разворачивает). Также к полной потере управляемости приводит выбивание руля при его слабом придерживании руками. Это особенно актуально в отношении машин без ГУРа.

Как определить начало аквапланирования

Для того, чтобы под колесами образовался водяной клин, требуется совпадение двух основных факторов: лужа на дороге и достаточно высокая скорость автомобиля. Все остальное вторично. В момент всплытия водитель ощущает резкий удар в руль, после чего рулевое колесо становится «пустым» — управление теряется.

В некоторых случаях всплывают не передние, а задние колеса. Такое обычно происходит на переднеприводных машинах. Тяжелая передняя часть достаточно сильно прижимает колеса к дороге, что не позволяет им приподняться над ее поверхностью.

А вот более легкий багажник не способен оказать аналогичное действие. Задние колеса всплывают. Автомобиль начинает слегка «вилять» задней частью. Малоопытные водители не всегда придают значение этому опасному признаку и узнают о неприятностях только тогда, когда развивается занос.

Как победить аквапланирование, учитывая привод

Аквапланирование передней оси практически полностью лишает водителя возможности управлять автомобилем. Попытки работать рулем не приведут ни к чему, кроме заноса при выезде на асфальт. Поэтому единственным решением в данной ситуации является плавный сброс «газа». На автомобилях с задним приводом допустимо плавное торможение.
При ослаблении усилия на педаль акселератора, автомобиль начинает активно тормозить двигателем. В сочетании с сопротивлением, которое оказывает водяной клин, это позволяет быстро сбросить скорость до показателей, находящихся ниже пределов начала аквапланирования.

Дополнительное торможение с использованием рабочей тормозной системы на переднем приводе может спровоцировать снос передней оси или блокировку колес с последующим выключением двигателя.

Наиболее частые ошибки

Частой ошибкой неопытных водителей при аквапланировании является паническое экстренное торможение. Как правило, это заканчивается заносом. Автомобиль скользит по мокрой поверхности, окончательно теряя управляемость.

Аналогично заканчиваются и попытки активно крутить рулем. Видимого эффекта это не приносит, зато при выезде из лужи аквапланирование автомобиля быстро переходит в занос. Задняя ось, обладающая избыточной поворачиваемостью, в условиях пониженного сцепления с дорогой уходит в сторону.

Профилактика

Основой профилактики аквапланирования является адекватный скоростной режим в дождливую погоду.

Обычная скорость движения должна быть снижена на 30-50%. Однако, учитывая высокие средние скорости не только на трассе, но и в городе, этого недостаточно. Двигаясь быстрее 30-40 км/ч, необходимо избегать проезда глубоких луж.
Если водяной клин все же образовался, необходимо с силой удерживать руль в прямом положении. Также держать его необходимо при проезде глубоких луж, если нет возможности их объехать. Жителям дождливых регионов рекомендуется использовать дождевую резину. Она имеет особый рисунок протектора и активно отводит воду из-под колес даже на относительно высоких скоростях.

Мне нравится2Не нравится


Весной, осенью, а также в регионах, где влажная погода и осадки не редкость, хороши будут дождевые покрышки. Мокрая дорога – враг любой резины, поэтому качественная модель, подобранная специально для мокрых дорог, будет дополнительным фактором безопасности.

Дождевые шины

Данная группа шин являются одними из самых молодых в классификации. Первые покрышки, ориентированные на движение по мокрой дороге были разработаны в 70-х годах прошлого века. Предложили идею создания дождевых колёс специалисты знаменитой «Формулы-1». Когда соревнования проходили во время дождя, обычные скаты не справлялись с мокрым асфальтом, и требовалось создать такую резину, которая эффективно бы противостояла аквапланированию и имела хорошее сцепление и устойчивость на мокрой трассе. Именно борьба с эффектом аквапланирования и стала тем спусковым механизмом, из-за которого, они и стали разрабатываться.
Следует сказать, что качество дорожного покрытия никак не связано с усилением или ослаблением эффекта аквапланинга, напротив, идеально ровная дорога во время проливного дождя заставляет машины буквально скользить по ней. Различные современные разработки, наподобие системы стабилизации курсовой устойчивости (ESP) или антиблокировочной системы тормозов (ABS) не показывали достаточной эффективности. Совмещение качественных дождевых колёс с данными системами значительно улучшило ситуацию с устойчивостью на мокрой дороге.

Рисунок протектора

В независимости от того, летняя шина или зимняя, есть несколько признаков, которые присущи именно покрышкам способным хорошо справляться с мокрой дорогой. Если модель ориентирована на езду по мокрой дороге, она, как правило, имеет направленный рисунок протектора или асимметричный. Форма протектора будет иметь одну широкую центральную или несколько крупных водоотводящих каналов.

Наличие большого количества поперечных дренажных канавок стреловидного типа, разветвленных от центра к плечевой зоне, что позволяет быстро отводить из пятна контакта наружу большое количество воды. Возможно наличие на протекторе губочных микроламелей, впитывающих воду. В подтверждение того, что покрышка эффективна на мокрых дорогах на боковине будет маркировка «Rain», или «Aqua». Иногда производитель наносит значок в виде зонтика.

Почему такие модели не так популярны

Хоть данный вид резины и выпускается массово, но из общего количества легковых колёс, доля дождевых шин не превышает 5%. Связано это с тем, что по своей природе, эти покрышки при эксплуатации в сухую погоду обеспечивают несколько худшее сцепление с сухим асфальтом, издают больше шума и имеют меньший ресурс. От части, это так, но относится данное утверждение больше к бюджетной продукции. Немаловажное значение имеет модель и бренд дождевых колёс. Качественные дождевые модели по своим эксплуатационным характеристикам будут мало чем уступать обычным.

Лучшие из лучших

Дождевых моделей множество, но среди лучших на сегодняшний день, стоит выделить несколько. Первое место занимает эталон колёс для мокрых дорог – Uniroyal RainSport 3. Эта линейка моделей, от известного бренда, специально разработанная для эффективной борьбы с аквапланированием.
Второе место занято этим же брендом, но с другой линейкой – Rain Expert 3. Данная линейка ориентирована для более спокойной и комфортной езды, в то время, как Rain Sport предназначен для любителей активного драйва.
Третье место по праву можно отдать флагману шинной индустрии, компании Continental и ее модели дождевых шин Ultra Contact UC6. Резина имеет уникальный противодождевой рисунок протектора, который позволяет быстро справиться с любым объемом воды и при этом не сбрасывать скорость.
Четвертое место можно отдать качественной корейской шине Hankook K120 Ventus V12 Evo2, которая разрушает миф о том, что дождевые покрышки шумные и плохо управляемые на сухом асфальте. Данная модель не только показывает высокий уровень акустического комфорта, но и способствует отличному сцеплению, как с сухой, так и с мокрой дорогой. Читайте также — гуля на колесе, можно ездить?

Хорошее сцепление автомобильных шин с дорожным покрытием – это важное условие безопасного движения. Однако оно может ухудшиться под влиянием внутренних и внешних факторов. В последнем случае решающую роль играет состояние дороги. Если она мокрая или влажная, сцепление колёс с дорожным полотном будет хуже. Автомобильные шины имеют рисунок протектора, который выдавливает и удаляет воду из зоны контакта покрышки с дорогой при движении по влажному полотну. При увеличении скорости машины и толщины водяной плёнки возрастает объём воды, подлежащий отводу. Также сокращается количество времени, за которое протектор должен справиться с этой задачей. При этом эффективность отвода воды из пятна контакта покрышки с дорожным полотном зависит от изношенности шины. Чем менее выражен рисунок протектора, тем хуже сцепление колеса с покрытием. При движении на высокой скорости по влажной дороге возрастает риск аквапланирования – ситуации, когда автомобиль становится полностью неуправляемым.

Аквапланирование – это явление, при котором сцепление колеса с дорожным покрытием полностью утрачивается, возникающее вследствие появления водяной плёнки на его поверхности. Это явление также называют «водяным клином». Как становится понятно из названия, автомобиль начинает в буквальном смысле «планировать» по водной глади. Аквапланирование возникает в случаях, когда машина на скорости, превышающей допустимый для текущих условий уровень, преодолевает лужу или иное скопление воды. Явление опасно тем, что сцепление с покрытием дороги полностью теряется. Во время аквапланирования автомобиль ещё более неуправляем, чем при движении по льду, поскольку в зоне контакта с поверхностью трение отсутствует полностью.

Как избежать аквапланирования?

Для того чтобы не столкнуться с аквапланированием, необходимо избегать движения на высокой скорости и резких манёвров во влажную погоду. Чаще всего с данным явлением сталкиваются владельцы переднеприводных автомобилей. При этом они не сразу замечают, что потеряли управление. Это связано с тем, что пока водитель почувствует, что передние колёса начали «планировать», задние уже находятся в процессе аквапланирования. При управлении заднеприводной машиной автолюбитель может вовремя заметить, что управление теряется. Это даёт шанс своевременно предупредить аквапланирование.

Действия при возникновении аквапланирования

Столкнувшись с аквапланированием на ровной дороге и почувствовав потерю управления, необходимо сохранять спокойствие. Нельзя совершать резких и необдуманных движений. Следует плавно сбавить газ (не рекомендуется отпускать педаль резко), а затем медленно продолжить движение по прямой траектории. Резко тормозить категорически нельзя, поскольку это может привести к тому, что автомобиль начнёт крутиться. Плавно снизив скорость, вы почувствуете, что сцепление колеса с дорожным полотном восстановится, и автомобиль вновь станет управляемым. В этот момент необходимо крепко держать руль, сохраняя заданную траекторию движения. В момент касания колёс с дорогой машину может «бросить» в сторону. Крепко удерживая руль, вы избежите этого.

Как не допустить аквапланирования автомобиля?

Бороться с «водяным клином» достаточного тяжело. Многое зависит от опыта водителя и, конечно, удачи. Поэтому лучше предупредить аквапланирование. Это можно сделать, следуя ряду советов:
• используйте специализированные покрышки (для предупреждения аквапланирования эффективны шины с узором «ёлочка», особые водоотталкивающие шины с пометками aqua, water или rain);
• своевременно меняйте резину на зимние или летние покрышки в соответствии с сезоном;
• следите за соблюдением норм давления в шинах, предписанных производителем автомобиля, поскольку отклонение от заданных параметров также увеличивает риск «водяного клина»;
• следите за износом протектора, поскольку он отвечает за выдавливание и удаление воды;
• проезжая лужи и иные скопления воды, крепко сжимайте обе руки на руле, чтобы своевременно справиться с аквапланированием;
• переезжайте лужи и другие скопления воды по прямой траектории;
• избегайте движения на большой скорости (более 70 км/ч), резких движений и поворотов во влажную погоду;
• избегайте больших глубоких луж, поскольку чем больше толщина водяной плёнки, тем выше шанс возникновения аквапланирования;
• отдавайте предпочтение комплектации автомобиля одинаковыми покрышками (шины должны иметь одинаковую модель, параметры, степень износа протектора, производителя и возраст).
На сегодняшний день в продаже не представлено покрышек, которые гарантируют 100% защиту от аквапланирования. Поэтому для обеспечения безопасности движения необходимо соблюдать все вышеперечисленные рекомендации.

Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля

Аквапланирование возникает в результате комбинации различных факторов. Не стоит думать, что въезжая в лужу, вы сразу потеряете управление. Существует несколько основных факторов, влияющих на аквапланирование.

Рисунок шин

Рисунок и износ протектора оказывают непосредственное влияние на риск появления аквапланирования. Наиболее эффективны в борьбе с «водяным клином» шины с широкими, прямыми и часто расположенными канавками и ламелями. Они обеспечивают быстрый и эффективный отвод влаги из пятна контакта, что гарантирует хорошее сцепление колеса с дорожным покрытием. Для сравнения: гладкие шины тип Slick имеют коэффициент подъёмной силы, при аквапланировании превышающий показатель обычных покрышек в два раза. Поэтому для обеспечения безопасности движения запрещено использовать шины с канавками глубиной менее 1,6 мм. При езде на старых шинах рекомендуется контролировать скорость, снижая её до минимума в дождливую погоду.

Толщина водяной пленки

Толщина водяной плёнки – это второй фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Если лужа глубокая, ни один протектор не сможет быстро отвести всю воду из зоны контакта колеса с дорожным полотном. Т. е. сочетание высокой скорости и большой водяной плёнки неизбежно вызывает аквапланирование. Единственный способ, позволяющий избежать этого явления при преодолении лужи существенного размера, это заранее притормозить.

Скорость движения

Третий и главный фактор, являющийся наиболее частой причиной появления аквапланирования, это высокая скорость. Как уже говорилось выше, канавки и ламели отвечают за отведение влаги. Но при движении на высокой скорости по мокрой дороге они могут попросту не успеть удалить всю воду из пятна контакта колеса с поверхностью. В результате в зоне сцепления образуется водяная плёнка, делая машину неуправляемой.

Состояние подвески

Также важно поддерживать хорошее техническое состояние подвески автомобиля. Некачественная система амортизации, которая не обеспечивает достаточную жёсткость и упругость, снижает способность машины «прижиматься» к покрытию дороги. Это увеличивает потенциальный риск возникновения «водяного клина» наряду с другими факторами.
Сцепление шины с дорожным покрытием исчезает в результате сочетания таких факторов, как состояние подвески, количество влаги на дороге, тип и изношенность протектора, скорость движения и внутреннее давление в шине. При этом они взаимосвязаны. Например, при недостаточном внутреннем давлении в шине уменьшается показатель скорости, при котором автомобиль начинает «планировать» на влажной дороге. Поэтому нельзя пренебрегать даже одним фактором. Следя за техническим состоянием автомобиля, своевременно меняя покрышки с изношенным протектором, избегая высокой скорости, резких манёвров и экстренных торможений на влажной дороге, вы сделаете движение максимально безопасным.

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины — то есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя…

Дождь продолжается и усиливается. Коварная пленка окончательно смыта с асфальта потоками воды, и скорость движения теперь можно увеличить.

А насколько ее можно увеличить? Есть ли некий предел?

Предел есть, сейчас Вы это поймете. Только сразу хочу предупредить. Лишь немногие из тех водителей, кто испытал этот предел на практике, смог избежать аварии.

Известно ли Вам красивое слово аквапланирование, и что оно означает?

Полагаю, большинство из вас этого не знает. А знать должен каждый!

Итак, небесная твердь окончательно разверзлась, и потоки воды хлынули на дорогу. Из-под колес машины, мчащейся по залитой водой дороге, во все стороны летят брызги, в том числе и на тротуар. А может быть, все намного сложнее? И нерадивый водитель, обрызгавший пешехода, вскоре будет наказан?

Давайте чуть подробнее разберемся с тем, куда и почему летят брызги воды.

Колеса автомобиля, разрезая образовавшуюся на дороге толщу воды, разбрызгивают ее вправо и влево, назад и вперед (рис. 72), а также вверх, о чем чуть позже.

Рис. 72. Колесо на мокрой дороге: а) вид спереди; б) вид сбоку

Направо и налево – это понятно, это мы рассекаем воду. Брызги назад – это тоже известно, недаром на машине устанавливаются «брызговики».

А что там за бугорок перед колесом с брызгами вперед (рис. 72 б)?

Это водяной валик, который колесо постоянно гонит перед собой. К сожалению, этот валик всегда и везде имеет место быть. Без дождя – это воздушный валик, на песке – песочный, зимой – снежный и т.п. Мы толкаем его вперед, а он, естественно, сопротивляется.

Кстати, о зиме и прочем бездорожье. При движении не по асфальту валик снега, песка или грунта перед колесом машины приобретает весьма осязаемое состояние. Силы сопротивления движению колес автомобиля значительно возрастают, и если ослабить давление на этот валик, то он запросто остановит машину. А дальше Вам предстоит мучительный процесс возобновления движения автомобиля. валик сопротивляется, колеса буксуют, пассажиры, упираясь в багажник, толкают машину, падают и ругаются. Знакомая картина для тех, кто отваживался ранней весной съездить на «дальнюю» дачу.

Как Вы считаете, можно ли в условиях бездорожья доехать до дачи в хорошем настроении и в чистой одежде?

Конечно, можно! Для этого надо подъехать к труднопроходимому участку дороги поближе, выйти из машины, оценить состояние и протяженность бездорожья, а также наметить оптимальную траекторию движения. Затем следует отъехать назад на то расстояние, которое позволит Вам до въезда на труднопроходимый участок набрать определенную скорость. Разогнавшись до запланированной Вами скорости, включив соответствующую этой скорости передачу и направив машину по намеченной траектории, можно въезжать на этот участок.

При движении непосредственно по бездорожью – скорость, передачу и направление движения менять нельзя! Проехать этот участок надо «на одном дыхании»!

Если Вы измените постоянное и равномерное давление на валики, которые гонят перед собой колеса, то эти валики и пониженный коэффициент сцепления колес с «дорогой» обязательно остановят Вашу машину. Это может произойти:

– при резком нажатии на педаль газа (ведущие колеса начнут пробуксовывать, тяга на них значительно уменьшится);
– при переключении передачи (в момент переключения передачи тяга на ведущих колесах отсутствует, запас инерции движения быстро иссякает);
– при значительном угле поворота руля (задние колеса поедут по целине, сопротивление их качению резко увеличится).

А что будет дальше, Вы знаете – машина стоит, колеса буксуют, пассажиры, упираясь в багажник, толкают, и… настроение на выходные дни испорчено.

При движении по заснеженной дороге и прочему бездорожью не рекомендуется менять скорость, передачу и траекторию движения.

Теперь вернемся обратно к водяному валику. Колеса толкают валик перед собой, а он брызжет во все стороны и сопротивляется. Но сопротивляется он лишь до определенного момента, а затем… происходит неожиданное.

Если Вы не помните свои ощущения от неудачного прыжка в речку или в бассейн плашмя животом, то наберите ванну воды и хлопните по «водной глади» ладонью. Только хлопайте не очень сильно, а то потом неудобно будет крутить руль и переключать передачи без одной руки.

На определенной скорости движения, при определенной толщине воды на проезжей части – колеса автомобиля легко заезжают на водяной валик, который становится почти «деревянным клином» (рис. 73)!

Рис. 73. Колесо плывет

Дальше совсем неприятно. Машина превращается в лодку, которая плывет по «воле волн»! Направление «плавания» зависит от того, куда в момент «всплытия» были направлены силы инерции движения, куда подул сильный ветер, а также, куда на данном участке дорога имеет уклон – к правой или левой обочине! При этом машина никак не реагирует на желание водителя двигаться по проезжей части дороги! Например, дорога идет направо, а машина может продолжить «плавание» прямо!

«Ну, это уж совсем сказки?!» – скажет испуганный «новичок». А водитель «со стажем» наверняка сможет припомнить вышеописанную ситуацию в своей практике.

Хочется немного Вас успокоить. Стопроцентное явление аквапланирования («водяного клина») наступает лишь при стечении нескольких печальных обстоятельств одновременно:

  • значительный слой воды на дороге (около 1 см, что характерно для летних ливней);
  • неразумная скорость движения (как правило, более 90 км/ч);
  • сильный попутный ветер;
  • сильно изношенный протектор колес автомобиля.

Понятно, что не каждый день удается набрать полный ассортимент из предложенного. Однако нередко водители ощущают полную или частичную потерю управляемости автомобиля и при менее «благоприятных» условиях для «плавания». Поэтому не советую успокаивать себя мыслью, что такое бывает раз в жизни.

«Новичкам», лишь недавно начавшим самостоятельные поездки, во время сильного дождя имеет смысл останавливаться и пережидать, пока потоки воды не схлынут с проезжей части. Более зрелым «новичкам», которые наездили «аж тыщу» километров, такого уже не присоветуешь, они такой совет проигнорируют. Поэтому остается только пожелать им поддерживать разумную скорость движения и не забывать о том, что «водяной клин» существует!

А что делать, если Вы, не послушав совета, все-таки умудрились заехать на «водяной клин»?

Во-первых, как и в любой другой сложной ситуации, не стоит поддаваться панике.

А, во-вторых, надо попробовать снизить скорость движения. Тогда автомобиль своей массой продавит слой воды, и колеса опустятся на асфальт.

Ни в коем случае нельзя пытаться уменьшить скорость движения с помощью тормозной системы! Наверняка одно из колес машины будет ближе к асфальту, чем остальные. Если это колесо начнет активно «цепляться» за асфальт, в то время как три оставшихся колеса будут еще «плыть», то занос Вам гарантирован, а опрокидывание весьма вероятно.

Единственный безопасный вариант снижения скорости в таких условиях – это плавное торможение двигателем!

А теперь честно. Не ждите от «торможения двигателем» в условиях «плавания» заметных результатов! Ведь коэффициент сцепления колес с водой практически равен нулю!

Применяя «торможение двигателем», мы лишь помогаем работать законам аэродинамики. Поскольку машина в буквальном смысле плывет по воде, то скорость «плавания» может снизиться только тогда, когда ее погасит лобовое сопротивление воздуха. Лишь тогда автомобиль сможет продавить слой воды и «встать» на все четыре колеса.

Теперь насчет работы рулевым колесом. К сожалению, во время «водной прогулки» машина абсолютно не слушается руля. Если за снег или за песок еще можно кое-как зацепиться, то за воду зацепиться не получается! При аквапланировании вода проявляет все свои качества одновременно – она и жесткая, и мягкая, и очень скользкая. Поэтому положение передних колес практически не влияет на направление «плавания» вплоть до его окончания.

Кстати, к окончанию «плавания» надо готовиться. Ведь когда машина наконец-то опустится на асфальт, направится она туда, куда в этот момент у нее будут повернуты передние колеса!

Давайте сделаем некоторые конкретные выводы.

  • При стечении неблагоприятных условий на покрытой слоем воды дороге может возникнуть явление аквапланирования. Автомобиль заезжает на «водяной клин» и становится практически неуправляемым.
  • Для прекращения явления аквапланирования необходимо снизить скорость движения, применяя плавное торможение двигателем.
  • В процессе аквапланирования, и особенно в момент его окончания, передние колеса автомобиля должны быть направлены в сторону продолжения траектории движения.

«Уроки вождения»

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*