admin / 15.10.2019

Адсорбер ВАЗ 2109

Содержание

По требованиям новых экологических стандартов, ограничивающих содержание вредных веществ в выхлопных газах, транспортные средства должны быть оснащены системой EVAP. Это оборудование препятствует попаданию вредных топливных испарений в атмосферу. Основную функцию в системе улавливания топливных паров выполняет адсорбер. Некоторые недооценивают важность этого элемента в работе автомобиля. Однако, неисправность этого, на первый взгляд, второстепенного узла может привести к повреждению бензонасоса и отразиться на работе всего двигателя. Поэтому, специалисты рекомендуют проверять клапан адсорбера при появлении признаков неисправности мотора.

Назначение и принцип работы клапана продувки адсорбера

Схема клапана абсорбера

Система EVAP устанавливается на бензиновые двигатели внутреннего сгорания для предотвращения попадания паров топлива в атмосферу. Электромагнитный клапан продувки адсорбера является элементом этой системы. Поэтому, чтобы выяснить, для чего нужен клапан адсорбера и как он работает, важно понять принцип работы всей системы.
Конструкция адсорбера представляет собой емкость, заполненную адсорбентом, чаще всего активированным углем. Устройство соединено с топливным баком и управляющим клапаном автомобиля специальными трубками.

Клапан адсорбера установлен между впускным коллектором и адсорбером и выполняет функцию вентиляции.

Образующиеся в топливном баке пары бензина проникают в сепаратор, где они конденсируются и снова сливаются в бак. Какая-то часть паров не успевает конденсироваться в сепараторе и попадает через паропровод в адсорбер. В фильтрующей системе они поглощаются активированным углем, накапливаются и затем при запуске двигателя подаются во впускной коллектор.
Процесс поглощения топливных испарений проходит только при отключенном двигателе. Когда автомобиль работает, электронный блок управления открывает электромагнитный клапан продувки адсорбера, через который поступает воздух и таким образом происходит вентиляция. При этом накопившийся конденсат вместе с воздухом высасываются из адсорбера и снова попадает в двигатель, где происходит его дожигание. Клапан адсорбера обеспечивает вентиляцию всего механизма и направляет топливный конденсат назад в двигатель.

Неисправности клапана адсорбера и их устранение

Практически непрерывная работа адсорбера системы поглощения топливных паров может послужить причиной поломки клапана продувки.
Неисправность клапана адсорбера часто приводит к повреждению бензонасоса. Из-за плохой вентиляции адсорбера накапливается бензин во впускном коллекторе, двигатель теряет мощность, а расход топлива постепенно увеличивается. Это может привести к полной остановке двигателя. От того, как работает клапан адсорбера, зависит работа всего автомобиля.

Как проверить работоспособность клапана продувки адсорбера?

Проверка клапана абсорбера

Чтобы вовремя заметить и исправить неполадки, необходима регулярная проверка клапана адсорбера. При этом выявить поломку можно по определенным косвенным признакам.
При работе двигателя на холостых оборотах или в холодную погоду система поглощения паров издает характерные звуки, так щелкает клапан адсорбера. Некоторые путают этот звук с неисправностями ГРМ, роликов или других деталей. Проверить это можно, резко нажав на педаль газа. Если звук не изменился, значит это цокает клапан адсорбера. Специалисты могут объяснить, что делать, если клапан адсорбера стучит слишком сильно. Для этого необходимо закрутить регулировочный винт, при этом сначала он очищается от эпоксидной смолы.

Клапан абсорбера можно отрегулировать.

Винт поворачивается на приблизительно на пол-оборота. Если его закрутить слишком сильно, то контроллер выдаст ошибку. Такая регулировка клапана адсорбера сделает его работу мягче, а стук тише.
Однако, как проверить клапан адсорбера на наличие поломок?
Определить поломку клапана можно с помощью системы диагностики ошибок или механической проверкой.
Коды электронных ошибок записаны в памяти контроллера и свидетельствует об электрическом повреждении. Для проверки клапана рекомендуется обращать внимание на такие выдаваемые контроллером ошибки, как «обрыв цепи управления клапана продувки адсорбера».
Признаки, по которым можно механически определить неисправность клапана адсорбера:

  1. Появление провалов на холостом ходу двигателя.
  2. Очень низкая тяга двигателя.
  3. Не слышно звуков срабатывания клапана при работе двигателя.
  4. Шипение при открытии крышки бензобака свидетельствует о разрежении в системе. Это верный признак неисправности вентиляции адсорбера.
  5. Появление запаха топлива в салоне автомобиля. Однако, его появление могут вызвать и другие причины.

Замена клапана абсорбера своими руками

Клапан абсорбера

Если обнаружены признаки неисправности, требуется ремонт или замена клапана. Клапан адсорбера стоит недорого, а замену произвести несложно. Для демонтажа нужно иметь пару крестообразных отверток и знать, где находится клапан продувки адсорбера.
Порядок работы:

Маркировки старого и нового клапана должны совпадать.

  1. Открыть капот и найти цилиндрическое устройство – адсорбер.
  2. С аккумуляторной батареи снять минусовую клемму.
  3. Отсоединить колодку проводов, нажав на фиксатор и потянув на себя.
  4. Ослабить крепление клапана.
  5. Штуцеры под защёлкой убрать и отсоединить шланги.
  6. Извлечь клапан вместе с кронштейном из адсорбера.
  7. Новый клапан устанавливается в обратном порядке.

Таким образом, даже такой небольшой элемент, как клапан адсорбера, выполняет важные функции и его неисправность может серьезно нарушить работу всего двигателя. Поэтому важно следить за состоянием своего автомобиля и вовремя проводить диагностику.

Любой двигатель внутреннего сгорания — это источник выбросов вредных веществ в окружающую среду. Придумываются новые и совершенствуются старые методы уменьшения вредных выбросов. Класс экологичности сегодня — это репутация автопроизводителя. Например, для того, чтобы соответствовать классу по экологичности двигателей Евро 3, в конструкции автомобиля должно быть установлено улавливающее устройство, которое обеспечит меньший выброс СО2.

Абсорбер топливный

Абсорбер — это устройство, поглощающее газы и пары, которые появляются на выходе из топливного бака в результате нагрева и испарения. С латинского sorbeo переводится поглощаю.

Когда ДВС автомобиля работает, пойманный пары направляются в систему впрыска топлива — во впускной коллектор.

Когда двигатель не работает, часть топливных паров улавливается сепаратором и подаются обратно бензобак, а часть улавливается адсорбером топливных паров, где происходит их нейтрализация.

Для чего нужен абсорбер в автомобиле

Автомобильный топливный абсорбер появился, когда установили класс экологичности двигателей Евро2. Экологические стандарты не допускают попадание паров в бензина в атмосферу, так как это сильно загрязняет окружающую среду. Топливные пары не должны попадать в автомобильный салон.

Такой системы фильтрации нет в автомобилях с карбюраторами. Абсорберы начали устанавливать на машины с инжекторными ДВС.

Устройство автомобильного абсорбера

Простыми словами, конструкция абсорбера — это пластиковая банка с наполненным фильтрующим улавливающим элементом. Наилучшим веществом для улавливания и нейтрализации паров топлива является активированный уголь.

Абсорбер состоит из:

  • Сепаратор. Сепаратор улавливает пары бензина и отправляет их обратно в топливный бак.
  • Клапан гравитации. Клапан гравитации защищает от перелива топлива в случае, когда машина перевернулась. Клапан блокирует движение топлива.
  • Датчик давления. Датчик давления выполняет важную функцию — контролирует давление паров в топливном баке. При достижения максимально допустимого давления в баке, датчик открывается и стравливает давление.
  • Фильтрующий элемент (активированный уголь). Фильтрующий элемент в абсорбере автомобиля — это уголь в крупных гранулах. Крупные гранулы позволяют парам проходить через слой угольного порошка и конденсироваться.
  • Соединительные трубки. Соединительные трубки служат для соединения всех элементов конструкции.
  • Электромагнитный клапан. Электромагнитный клапан меняет режимы улавливания топливных паров.

Принцип работы

Одним из самых важных элементов в конструкции абсорбера является электромагнитный клапан, от работы которого зависит работа всей очищающей системы.

Схема ВАЗ 2110

Принцип работы и движение паров в системе:

Бензиновые пары поднимаются вверх топливного бака и улавливаются сепаратором, который работает в паре с датчиком гравитации. Датчик гравитации обеспечивает безопасность, не дает вытекать топливу из бака в случае ДТП, перевертыше. Уловленные пары в сепараторе конденсируются (приобретают жидкую форму) и попадают обратно в топливный бак.

Остальная часть паров топлива попадает в абсорбер, где происходит их скопление и нейтрализация. Накопление в абсорбере осуществляется при не заведенном двигателе!

После того, как ДВС автомобиля запустили, электромагнитный клапан открывается и обеспечивает соединение полостей абсорбера с впускным коллектором или дроссельным узлом (в зависимости от конструкции). Начинается процесс продувки! Через дроссельную заслонку поступает воздух с улицы и происходит смешивание с парами топлива. Далее, эта смесь направляется во впускной коллектор, откуда подается в цилиндры. Так происходит дожигание топливных паров из абсорбера.

Клапан абсорбера: для чего нужен и на что влияет

Клапана в абсорбере — это технически простое устройство, которое работает по-разному, в зависимости от того, заведен мотор или нет. Как и все клапаны, должен открываться и закрываться.Когда полость абсорбера забита или появилась другая какая-либо неисправность, то клапан работает со сбоями. С неисправным адсорберным клапаном могут произойти серьезные поломки автомобиля, потому что не стравливается давления из топливного бака и не происходит продувка полости.

Признаки неисправностей клапана абсорбера

Есть несколько признаков, симптомов, по которым можно выявить техническое состояние клапана:

      1. Датчика топлива показывает то полный бак, то пустой.
      2. После запуска двигателя, через мину 5-10 начинают плавать обороты.
      3. На холостых оборотах при нажатии на педаль, автомобиль начинает глохнуть.
      4. Двигатель не набирает обороты при движении. Долго разгоняется.
      5. При открытии крышки бензобака чувствуется вакуум, слышен свист.
      6. Повышен расход топлива.
      7. На холодную (когда мотор заведен, но еще не нагрелся) слышны стуки абсорбера, как будто стучат клапана.

Причиной выхода из строя абсорбера — это не всегда клапан. Это может быть сильное загрязнение абсорбирующего элемента, в данном случае угля. Газы должны спокойно проходить через гранулы угля и конденсироваться там.

Клапан стоит очень дешево. Поэтому есть возможность менять при обнаружении признаков не правильной работы двигателя. Можно также фильтрующий элемент адсорбера заменить своими руками: разобрать, старый уголь высыпать, насыпать новый уголь крупными гранулами.

Что будет, если убрать клапан абсорбера топливных паров

Можно ли убрать клапан полностью? Некоторые так и делают, думая, что из-за клапана повышается расход топлива и авто разгоняется медленнее.На самом деле, если адсорбер с клапаном исправны, то ДВС наоборот работает как часы и расход топлива при этом на оптимальном уровне. Экономия не столь ощутима от дожига остатков паров топлива, но и выбора в атмосферу меньше.

На вопрос, можно ли убрать клапан абсорбера совсем? Ответ: да, можно. На двигатель не влияет его наличие или отсутствие. Влияет только то, если он установлен и неисправен.

Минусы автомобиля без клапана и абсорбера:

  • запах бензина в салоне;
  • загрязнение окружающей среды;

Плюсы машины без клапана и абсорбера:

  • появляется больше место под капотом (кому-то может это важно);
  • не нужно менять абсорбер и клапан.

Владельцы карбюраторных автомобилей, я думаю, помнят как в салоне машины часто пахло бензином, из-за чего у некоторых начинает болеть голова. За одно это уже лучше не снимать клапан и абсорбер, а своевременно менять при поломкам.

Видео

В этом видео адсорбер ВАЗ 2107: разборка, неисправности, удаление.

Что будет, если удалить адсорбер на примере ВАЗ 2107 инжектор.

Адсорбер в автомобиле: зачем нужен, как проверить.

Увеличился расход топлива. Причина в клапане продувки.

Клапан адсорбера Mazda Demio (Мазда Демио).

Renault Sandero Stepway 黒 Metallic Вlack 鉄 ›
Бортжурнал ›
Ремонт и восстановление адсорбера своими руками…

Добрейшего времени суток Уважаемые читатели, пользователи и просто гости хорошего интернет ресурса Drive2.ru!
В сегодняшней моей записи расскажу Вам как я восстановил адсорбер после ДТП с собачкой, которая умудрилась «расколошматить» мне не только бампер, но и кучу пластикового навесного к нему, в том числе и этот агрегат:) К слову будет сказано; всё уже восстановлено до заводского состояния ( вчерашний пост) и Sanderik снова мой в строю:)
Так вот; не все автолюбители знают, что это за «зверь» такой, с чем его едят и где он в автомобиле Renault Sandero Stepway 2 находиться 🙂 Не знал и Ваш покорный слуга пока не пришлось столкнуться в буквальном смысле слова:) Большинство современных автомобилей начиная со стандарта Euro 3 и выше в угоду защите окружающей среды от вредных выбросов оснащаются в наше время этим агрегатом, «забегая вперёд» можно смело сделать вывод; на фиг он не нужен — я вона почти месяц ездил без него и даже БК ошибки не показал…
( возможно, что зимнее время года и бензин из бака не столь эффективно испаряется 🙂
Собственно что такое адсорбер и для чего он нужен и как он работает? Ясное дело ; нужен он, что бы «выколачивать» из нас с Вами Уважаемые автолюбители дополнительные денежные средства:) Это и ёжику понятно; стоит эта пластиковая штуковина с гранулированным активированным углём на наш автомобиль порядка 80 $, стоимость сего «девайса» у ОД смело умножайте в два раза 🙂 Прошу прощения; отвлёкся, продолжаю далее свой «научный» ликбез 🙂
Как выглядит адсорбер? Как пластиковый термос 🙂 Что в себя включает : 1. Входная передняя пластиковая трубка; 2. Клапаны, предназначенные для продувки; 3. Сепаратор и трубка на выход; 5. Гравитационный клапан; 6. Адсорбенты( активированный уголь).
Принцип работы адсорбера топливных паров не хитрый – он собирает пары топлива из бензобака нашего автомобиля, отправляя его обратно на дожиг. Таким образом исключается возможность «выброса» паров бензина в атмосферу и соответственно экологи » спят спокойно «:) а также обеспечивается более стабильная и устойчивая работа двигателя ( ну тут как сказать, это ещё вопрос:). Попросту говоря и я так понимаю ; при высокой температуре наружного воздуха как известно со школьной скамьи бензин имеет свойство расширяться и очень интенсивно испаряться, это ещё происходит из за колебания атмосферного давления, пары бензина по трубке из бака поступают в этот агрегат, где и благополучно фильтруются, а также распределяются; при заведённом двигатели идут в коллектор, при заглушенном и в жару через активированный уголь в атмосферу, естественно уже очищенные от вредных примесей, как то так я себе представляю это дело и не очень то берусь утверждать, что моё представление верное на все 100% 🙂 Вообще можно на эту тему нарыть кучу информации в интернете:) Всё перехожу непосредственно к своей проблеме, которую я весьма успешно решил затратив при этом сущие копейки 🙂
После ДТП через дыру в бампере увидел, что крепление ( два болта и две гайки) этого «чудо — прибора» выломано из корпуса( дыра размером со спичечный коробок) и от туда сыплются мелкие чёрные шарики… Когда узнал предназначение адсорбера и его роль в топливной системе автомобиля, а главное стоимость( за что ?.. пластиковая банка и уголь :), решено было этот агрегат восстановить по возможности до работоспособного состояния:) Возникли две трудности:) Первая — наполнитель где взять? Не продаётся — маркетинг и-ти:) Сосед по гаражу (добрый человек) подсказал; » тебе прямая дорога в зоо-магазин » Лапы и хвосты » — есть у нас такой в нашем городишке:), там я и приобрёл благополучно активированный уголь в гранулах для аквариума весом 0,5 кг ( грамм 70 ещё и осталось:)Вторая проблема корпус адсорбера пайке латунной мелкой сеткой оказался непригоден( огнеупорный и тугоплавкий пластик:), печально но не смертельно, «почесав репу» посадил выломанное крепление адсорбера на латунную сетку и залил всё это дело эпоксидным клеем … Через сутки установил реанимированный адсорбер на место под передний бампер со стороны пассажира, держит отлично и герметично — две недели езжу, «полёт нормальный»:), к тому же вес адсорбера не больше 1 кг, а может и меньше( не взвешивал:)Что ещё? Крепиться на двух впаянных болтах с гайками и шайбами, трубки снимаются без усилий — просто нажав пластиковые фиксаторы на «фитингах»
( наконечники трубок)…
Вот таким не хитрым способом мне удалось » дать вторую жизнь » этому одноразовому и весьма не дешевому расходнику ( со временем наполнитель приходит в негодность ) нашего автомобиля ( отрезав болгаркой дно и заменив наполнитель вполне можно сделать его многоразовым 🙂
Надеюсь если эта информация по нашему (и не только )автомобилю если и не будет Вам Многоуважаемые читатели полезной, то хотя бы покажется интересной и заслуживающей толики Вашего внимания 🙂
Прошу меня простить за длинный текст и излишнее обилие букв! Писатель из меня никакой, да и цели такой не преследую:) Так немножко прозы:) Спешу откланяться, надо забрать жену с работы:)

Всем лёгкой трудовой недели, хорошего настроения( скоро весна:) и крепкого здоровья Вам и Вашим близким! Добра и мира в Ваш дом!
До новых встреч в клубе » очумелых ручек» 🙂 и большое спасибо за внимание!

Как проверить адсорбер

Многих владельцев автомобилей может интересовать вопрос о том, как проверить адсорбер и клапан его продувки когда диагностика показала его неисправность (выскочила ошибка абсорбера). Сделать подобную диагностику вполне можно в гаражных условиях, правда, для этого необходимо будет демонтировать или полностью адсорбер или только его клапан. А чтобы провести такую проверку понадобятся слесарные инструменты, многофункциональный мультиметр (для замера значения изоляции и «прозвонки» проводов), насос, а также источник питания 12 В (или аналогичный аккумулятор).

Для чего нужен адсорбер

Перед тем как перейти к вопросу о том, как проверить работу адсорбера, вкратце остановимся на описании работы системы улавливания паров бензина (по-английски называется Evaporative Emission Control — EVAP). Это даст более четкое представление о функциях как адсорбера, так и его клапана. Итак, как понятно из названия, система EVAP предназначена для улавливания паров бензина и недопущения попадания их в несгоревшем виде в окружающий воздух. Испарения образуются в топливном баке при нагреве бензина (чаще всего при длительной стоянке под палящим солнцем в теплое время года) или при снижении атмосферного давления (очень редко). Задача системы улавливания топливных испарений состоит в том, чтобы возвращать эти самые испарения во впускной коллектор двигателя и сжигать их вместе с топливовоздушной смесью. Как правило, такая система устанавливается на все современные бензиновые двигатели в соответствии с экологической нормой Евро-3 (был принят в Евросоюзе в 1999 году).

Система EVAP состоит из следующих элементов:

  • угольного адсорбера;
  • электромагнитный клапан продувки адсорбера;
  • соединительные трубопроводы.

Также дополнительно имеются жгуты проводов, идущие от электронного блока управления двигателем (ЭБУ) к упомянутому клапану. С их помощью обеспечивается управление этим устройством. Что касается адсорбера, то имеет три внешних соединения:

  • с топливным баком (через это соединение образованные пары бензина непосредственно попадают в адсорбер);
  • с впускным коллектором (с его помощью выполняется продувка адсорбера);
  • с атмосферным воздухом через топливный фильтр или отдельный клапан на его входе (обеспечивает перепад давления, которое необходимо для выполнения продувки адсорбера).

Обратите внимание, что на большинстве автомобилей система EVAP включается лишь при разогретом двигателе («на горячую»). То есть, на холодном моторе, а также на его холостых оборотах система неактивна.

Адсорбер представляет собой некую бочку (или аналогичный сосуд), который наполнен перемолотым углем, в котором, собственно, конденсируются пары бензина, после чего они в результате продувки отправляются в систему питания автомобиля. Долгая и исправная работа адсорбера возможна лишь при его регулярной и достаточной вентиляции. Соответственно, проверка адсорбера автомобиля заключается в том, чтобы проверить его целостность (поскольку корпус может ржаветь) и способность конденсировать пары бензина. Еще старые адсорберы пропускают через свою систему уголь, находящийся в них, чем забивают как систему, так и клапан их продувки.

Электромагнитный клапан продувки адсорбера выполняет непосредственно продувку системы от имеющихся в ней испарений бензина. Выполняется это путем его открытия по команде от ЭБУ, то есть, клапан является исполнительным механизмом. Он находится в трубопроводе между адсорбером и впускным коллектором.

Что касается проверки клапана адсорбера, то, во-первых, проверяется факт того, что он не забит угольной пылью или другим мусором, который может попасть в топливную систему при ее разгерметизации извне, а также углем из адсорбера. А во-вторых, проверяется его работоспособность, то есть возможность открытия и закрытия по команде, идущей от электронного блока управления двигателем. Причем проверяется не только наличие самих команд, но и их значение, что выражается во времени, в течение которого клапан должен быть открыт или закрыт.

Интересно, что в двигателях, снабженных турбокомпрессором, разрежение во впускном коллекторе не создается. Поэтому для работы системы в ней предусмотрен еще один двухходовой клапан, срабатывающий и направляющий пары топлива во впускной коллектор (если давление наддува отсутствует) или на впуск компрессора (если давление наддува имеет место).

Обратите внимание, что управление электромагнитным клапаном адсорбера выполняется электронным блоком на основании большого объема информации от датчиков температуры, массового расхода воздуха, положения коленчатого вала и других. На самом деле алгоритмы, по которым построены соответствующие программы, достаточно сложные. Важно знать, что чем больше расход воздуха двигателем — тем больше длительность управляющих импульсов от ЭБУ до клапана и тем сильнее продувка адсорбера.

То есть, важно не напряжение, которое подается на клапан (оно стандартное и равное общему напряжению в автомобильной электрической сети), а его длительность. Существует такое понятие как «скважность продувки адсорбера». Оно скалярное и измеряется в пределах от 0% до 100%. Нулевой порог показывает, что продувки нет вовсе, соответственно, 100% означает, что адсорбер продувается максимально в данный момент времени. Однако на самом деле это значение всегда находится где-то посередине и зависит от условий эксплуатации машины.

Также понятие скважности интересно тем, что его можно измерить с помощью специальных диагностических программ на компьютере. Примером такого программного обеспечения могут служить программы Chevrolet Explorer или OpenDiag Mobile. Последняя отлично подойдет для проверки адсорбера отечественных автомобилей ВАЗ «Приора», «Калина» и других аналогичных моделей. Обратите внимание, что для работы с мобильным приложением необходим дополнительный сканер, например, ELM 327.

Внешние признаки неисправности

Прежде чем проверять клапан продувки адсорбера, а также сам адсорбер, наверняка будет полезно узнать, какими внешними признаками сопровождается этот факт. Существует ряд косвенных признаков, которые, правда, могут быть вызваны и другими причинами. Однако при их выявлении имеет смысл также проверить и работу системы EVAP, а также входящих в нее элементов.

  1. Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах (обороты «плавают» вплоть до того, что машина заводится и глохнет, поскольку она работает на обедненной топливовоздушной смеси).
  2. Небольшое увеличение расхода топлива, особенно при работе двигателя «на горячую», то есть, в разогретом состоянии и/или в жаркую летнюю погоду.
  3. Двигатель автомобиля трудно запускается «на горячую», обычно невозможно запустить его с первого раза. И при этом стартер и другие сопутствующие запуску элементы находятся в работоспособном состоянии.
  4. При работе двигателя на низких оборотах очень ощущается потеря мощности. А на более высоких оборотах также ощущается уменьшение значения крутящего момента.

В некоторых случаях отмечается, что при нарушении нормальной работы системы улавливания паров бензина, запах топлива может попадать в салон. Особенно это актуально при открытых передних окнах и/или когда машина продолжительное время стоит в закрытом боксе или гараже со слабой вентиляцией. Также плохой работе системы способствует разгерметизация топливной системы, появление мелких трещин на топливопроводах, заглушках и так далее.

Теперь переходим непосредственно к алгоритму проверки адсорбера (другое его название — аккумулятор паров топлива). Основная задача при этом — определить, насколько его корпус герметичен и не пропускает ли он топливные испарения в атмосферу. Так, проверку необходимо выполнять по следующему алгоритму:

Корпус адсорбера

  • Отсоединить минусовую клемму с аккумуляторной батареи автомобиля.
  • Предварительно отсоединить от адсорбера все шланги и контакты, идущие к нему, после чего демонтировать непосредственно аккумулятор паров топлива. У разных машин эта процедура будет выглядеть по-разному, в зависимости от места расположения узла, а также монтажных средств, с помощью которых он был закреплен.
  • Необходимо плотно заткнуть (загерметизировать) два штуцера. Первый — идущий непосредственно к атмосферному воздуху, второй — к электромагнитному продувочному клапану.
  • После этого с помощью компрессора или насоса подайте на штуцер, идущий к топливному баку, небольшое давление воздуха. Не переборщите с давлением! Исправный адсорбер не должен давать утечек из корпуса, то есть, быть герметичным. Если такие утечки обнаружены, то, скорее всего, узел необходимо заменить, поскольку отремонтировать его не всегда представляется возможным. В частности, это особенно актуально, если адсорбер выполнен из пластмассы.

Также обязательно необходимо выполнить визуальный осмотр адсорбера. Особенно это касается его корпуса, в частности, очагов ржавления на нем. Если они имеют место, то желательно демонтировать адсорбер, избавиться от упомянутых очагов и покрасить корпус. Обязательно нужно проверить, не просачивается ли уголь из аккумулятора топливных испарений в трубопроводы системы EVAP. Это можно сделать, осмотрев состояние клапана адсорбера. Если в нем имеется упомянутый уголь, то нужно поменять в адсорбере поролоновый сепаратор. Однако, как показывает практика, все же лучше заменить адсорбер полностью, чем заниматься самодеятельными ремонтами, которые не приводят к успеху в долгосрочной перспективе.

Как проверить клапан адсорбера

Если после проверки оказалось, что адсорбер находится в более-менее работоспособном состоянии, то имеет смысл проверить его электромагнитный клапан продувки. Сразу стоит оговориться, что у некоторых машин, в силу их конструкции, некоторые действия будут отличаться, присутствовать или отсутствовать некоторые из них, однако в целом логика проверки всегда будет оставаться одинаковой. Итак, для проверки клапана адсорбера необходимо выполнить следующие действия:

Клапан адсорбера

  • Визуально проверить целостность резиновых шлангов, входящих в систему улавливания паров топлива, в частности, непосредственно подходящих к клапану. Они обязательно должны быть целыми и обеспечивать герметичность системы.
  • Отключить минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Делается это для предотвращения ложного срабатывания диагностики системы и занесении в электронный блок управления сведений о соответствующих ошибках.
  • Снять поглотитель (обычно он находится в правой стороне двигателя, в районе установки элементов воздушной системы, в частности, воздушного фильтра).
  • Отключить электрическое питание самого клапана. Делается это путем снятия с него электрического разъема (так называемой «фишки»).
  • Отключить от клапана входной и выходной воздушные шланги.
  • С помощью насоса или медицинской «груши» необходимо попытаться вдуть воздух в систему через клапан (в отверстия для шлангов). При этом важно обеспечить герметичность подачи воздуха. Для этого можно воспользоваться хомутами или плотной резиновой трубкой.
  • В случае, если с клапаном все в порядке, то он будет закрыт и воздух через продуть не удастся. В противном случае его механическая часть вышла из строя. Можно попытаться восстановить его, однако удается это далеко не всегда.
  • Необходимо от блока питания или аккумуляторной батареи с помощью проводов подать на контакты клапана электрический ток. В момент замыкания цепи вы должны услышать характерный щелчок, который сигнализирует о том, что клапан сработал и открылся. Если этого не произошло, то возможно вместо механической поломки имеет место электрическая, в частности, перегорела его электромагнитная катушка.
  • При подключенном к источнику электрического тока клапане необходимо попытаться вдуть в него воздух указанным выше способом. Если он исправен, а соответственно и открыт, то это должно получиться без проблем. Если же прокачать через воздух не получается, то клапан вышел из строя.
  • Далее нужно сбросить с клапана питание, при этом снова будет щелчок, сигнализирующий о том, что клапан закрылся. Если это произошло, значит, клапан рабочий.

Также клапан адсорбера можно проверить с помощью многофункционального мультиметра, переведенного режим омметра — прибора по измерению значения сопротивления изоляции электромагнитной обмотки клапана. Щупы прибора необходимо расположить на выводах катушки (местах, где к нему подключаются провода, идущие от электронного блока управления, существуют различные конструкторские решения), и проверить сопротивления изоляции между ними. У нормального, исправного, клапана это значение должно находиться приблизительно в пределах 10…30 Ом или незначительно отличаться от этого диапазона. Если значение сопротивления маленькое — значит, имеет место пробой электромагнитной катушки (короткое межвитковое замыкание). Если же значение сопротивления будет очень большое (исчисляемое в кило- и даже мегаомах), то имеет место разрыв электромагнитной катушки. И в том и в другом случае катушка, а значит, и клапан, будет непригодна для использования. Если она запаяна в корпус, то единственным выходом из ситуации будет полная замена клапана на новый.

Обратите внимание, что у некоторых автомобилей допускается высокое значение сопротивления изоляции на катушке клапана (в частности, до 10 кОм). Уточняйте эту информацию в мануале к вашему автомобилю.

Таким образом, чтобы знать, как проверить, исправен ли клапан адсорбера, необходимо его демонтировать, и проверить в гаражных условиях. Главное при этом знать, где находятся его электрические контакты, а также выполнить механическую ревизию устройства.

Как отремонтировать адсорбер и клапан

Сразу стоит отметить, что и адсорбер и клапан в большинстве случаев ремонту не подлежат, соответственно, их нужно заменить на аналогичные новые узлы. Однако что касается адсорбера, то в некоторых случаях со временем в его корпусе выгнивает поролон, из-за чего уголь, находящийся в нем, забивает трубопроводы и электромагнитный клапан системы EVAP. Гниение поролона происходит по банальным причинам — от старости, постоянных перепадов температур, воздействия влаги. Можно попытаться заменить поролоновый сепаратор адсорбера. Однако это можно сделать не со всеми агрегатами, некоторые из них являются неразборными.

Если проржавел или прогнил корпус адсорбера (обычно также от старости, перепада температур, постоянного воздействия влаги), то его можно попытаться отреставрировать, однако лучше не испытывать судьбу, и заменить его на новый.

Аналогичные рассуждения справедливы и для электромагнитного клапана системы улавливания паров бензина. Большинство этих агрегатов являются неразборными. То есть, электромагнитная катушка запаяна в его корпус, и при выходе ее из строя (пробой изоляции или разрыв обмотки) заменить ее на новую не получится. Аналогично и с возвратной пружиной. Если она ослабла со временем, то можно попытаться заменить ее на новую, однако сделать это получается не всегда. Но несмотря на это, все же лучше выполнить подробную диагностику адсорбера и его клапана с тем, чтобы избежать дорогостоящих покупок и ремонтов.

Некоторые автовладельцы не хотят уделять внимание ремонту и восстановлению системы улавливания паров бензина, и попросту «глушат» ее. Однако такой подход не является рациональным. Во-первых, это действительно влияет на экологию, и особенно это заметно в крупных мегаполисах, которые и так не отличаются чистотой окружающей среды. Во-вторых, если система EVAP будет некорректно работать или не функционировать вовсе, то периодически из-под крышки бензобака будут выходить пары бензина под давлением. И это будет происходить настолько чаще, насколько большая температура будет в объеме бензобака. Такая ситуация опасна по нескольким причинам.

Во-первых, нарушается герметичность крышки бака, у которой со временем нарушается уплотнитель, и автовладельцу наверняка придется периодически покупать новую крышку. Во-вторых, пары бензина не только имеют неприятный запах, но и вредны для человеческого организма. А это опасно при условии, что машина стоит в закрытом помещении с плохой вентиляцией. Ну и в-третьих, топливные пары попросту взрывоопасны, и если они будут выходить из бензобака в то время, когда рядом с машиной будет находиться источник открытого огня, то возникает пожароопасная ситуация с весьма печальными последствиями. Поэтому не нужно «глушить» систему улавливания топливных паров, вместо этого лучше поддерживать ее в работоспособном состоянии и следить за адсорбером и его клапаном.

Заключение

Проверка адсорбера, а также его электромагнитного продувочного клапана не составляет больших трудностей даже для начинающих автовладельцев. Главное знать, где расположены указанные узлы в конкретном автомобиле, а также как они подключаются. Как показывает практика, при выходе из строя как одного так и другого узла, ремонту они не подлежат, поэтому их нужно менять на новые. Что касается мнения о том, что систему улавливания топливных паров нужно глушить, то его можно отнести к заблуждениям. Система EVAP должна нормально работать, и обеспечивать не только экологичность окружающей среды, но и безопасную эксплуатацию автомобиля в различных условиях.

Hyundai Accent Valit ›
Бортжурнал ›
Клапан адсорбера? нет не в этом причина

И так давно наблюдаю на форумах что у многих акцентов есть такая проблема как 1. шипение из бака при откручивании крышки бензобака, 2. постукивание в районе бензобака после того как заглушишь ДВС (продолжаются недолго и ощущение как будто кто то сидит под машиной и стучит в топливный бак),3. у некоторых при заправке полного бака, машина начинает ерундить-или дергается и троит и с оборотами проблема и последней причиной неисправности системы улавливания паров топлива это 4. машина отказывается запускаться в холодное время года, а на прогретом или остывшем двигателе заводится нормально! все эти причины могут сопровождаться или не сопровождаться горящей на панели приборов лампочкой Check-Engine! В выше перечисленном виновата в большинстве случаев СИСТЕМА УЛАВЛИВАНИЯ ПАРОВ БЕНЗИНА! видео подробное в конце…Кстати Check Engine может и не гореть но диагностика видит ошибку и тогда в этом случае виноват скорее всего датчик улавливания паров топлива, но лучше начать с продувки абсорбера смотрите далее
Из выше перечисленного у моей машины наблюдалось шипение из бака, постукивания(не всегда) и даже иногда поддергивалась при заправке полного бака, но не предавал этому значения, т.к. бак никогда полный не заправляю! почитав форум -везде писали что надо менять клапан адсорбера или сам адсорбер, т.к. продувка его на долго не хватает! но всё это упиралось в деньги чтобы заменить, поэтому решил отложить не надолго всё это! Но после того как прочитал пост в Акцентклубе, как один из участников поменял и клапан и адсорбер-результатов не дало и проблемы остались!Тут я задумался а если у меня также и клапан и адсорбер не причем! номер оригинального клапана на фото, также можно поставить от Чери Chery A11-1208210-BA 300 руб или ребята ставили от ваз 2114

клапан адсорбера

адсорбер

Кому интересно можете прочитать принцип работы системы улавливания паров топлива:
Когда двигатель автомобиля заглушен, в топливном баке создаётся давление за счёт испарения топлива. Пары топлива попадают в сепаратор. Туда же может попасть топливо под воздействием давления при полностью заправленном баке. Если бензин из за излишнего давления попадёт в трубопровод двухходового клапана, то сработает блокировочный и предохранительный клапаны. В этом случае происходит аварийный сброс давления наружу. В сепараторе происходит отделение паров от бензина. Под воздействием давления открывается двухходовой клапан и пары по трубопроводу попадают в адсорбер, где происходит их поглощение активированным углём.
После пуска и работы двигателя на холостом ходу, за счёт расхода топлива и снижения его объёма происходит снижение давления в бензобаке и перекрытие двухходового клапана. Это приводит к разобщению адсорбера и бензобака. В дальнейшем при продолжительной работе двигателя на холостом ходу в баке создаётся ещё большее разряжение и под воздействием давления паров из адсорбера двухходовой клапан открывается и производится частичная продувка адсорбера, то есть часть паров возвращаются в бак.
Когда скорость автомобиля будет выше 20 км/ч, температура двигателя не ниже 80 гр. С, расчёт подачи топлива в цилиндры будет осуществляться по замкнутому циклу, то есть с участием показаний датчика кислорода и двигатель будет работать не на холостых оборотах (дроссельная заслонка открыта более чем на 2%) начнётся процесс продувки адсорбера. При этом контроллер кратковременно начнёт подавать питание на клапан продувки адсорбера. Частота импульсов зависит от режима работы двигателя и находится в пределах 16 Гц. При срабатывании клапана продувки происходит сообщение фильтрующего элемента адсорбера с атмосферой, откуда поступает наружный воздух, и впускным коллектором, куда попадают пары бензина выветриваемые из фильтрующего элемента. При снижении скорости автомобиля ниже 2 км/ч или открытие дроссельной заслонки больше чем на 98%, контроллер прекращает подачу питания на клапан продувки адсорбера.

Теперь сама проверка! Прежде чем покупать запчасти я решил проверить исправность клапана адсорбера.

вид клапана адсорбера

Чтобы его снять надо: сжать с помощью пассатиж хомуты№ 1 и 2 и сдвинуть их вдоль трубки, затем поднять фиксатор №3 вверх и снять фишку№4 с клапана №5, после чего клапан вытаскивается из пластмассового кронштейна в правую сторону. Он должен при подачи на него 12 В. открываться и продуваться легко, т.е. пропускать через себя(можно проверить легко проверить дунув в него ртом) а если не подавать напряжение, то не должен пропускать через себя! если у вас не так-значит он неисправен!

2-я проверка это проверка сопротивления его: Обычным тестером (мультиметр) меришь сопротивление обмотки оно должно быть от 26 до 28 Ом.

замер сопротивление клапана адсорбера

Если сопротивление отличается то ему капец.
Если в пределах нормы — еще не факт что он жив, т.к. я проверил свой клапан и проверил клапан запасной который мне отдал брат(у него тоже был акц и он менял датчик на новый)-т.е. я заведомо знал что он неисправен и проверив его на сопротивление и подачу напряжения, показало что датчик этот якобы был исправен! вывод: датчик этот х.й проверишь, т.к. либо он полностью откажет(не будет открываться или закрываться или сопротивление не в пределах нормы) или будет иногда ерундить и при его диагностике можно не узнать работает он или нет!
Далее я перешёл к самому адсорберу! сняв его

место крепления адсорбера-слева за левым колесом крепится на 3 болтах к кузову автомобиля к нему легко подлезть как с ямы так и с пола-домкратить и снимать колесо не обязательно! но перед тем как его снять надо сжать хамуты пассатижами и сдвинуть их вдоль трубок. Установка в обратном порядке:

После того как снял адсорбер стал его продувать обычным насосом.В один из штуцеров адсорбера вставил шланг, другие штуцера заткнул пальцами, несколько раз качнул и адсорбер немного раздулся как мячик. Затем отпустив пальцы воздух резко вышел вместе с пылью! так делал несколько раз, постукивая по корпусу адсорбера и продувая его до тех пор пока не перестанет выходить пыль!

ПАРТ номер адсорбера и название штуцеров, в которые вставляются трубки

Следующим шагом было: необходимо продуть трубки а их 3 штуки: 1.-я это воздушная трубка которая сообщается с воздухом и вставляется в лонжерон. 2-я трубка которая соединяет сам адсорбер и топливный бак(на пути этой трубки стоит 2-х ходовый клапан)-трубка должна продуваться с небольшим усилием в сторону бака! 3.я трубка это трубка соединяющая адсорбер и клапан адсорбера, который под капотом. необходимо открыть капот снять с клапана трубку и насосом продуть эту магистраль от адсорбера в сторону капота(для лучшего эффекта попросите кого нибудь зажать шланг под капотом, а сами будете качать насосом со стороны адсорбера, и после пару качков насосом помощник пусть отпустит шланг-воздух долен резко выйти)
После данных процедур поставил все на место, не думая что все это поможет! в результате поездив месяц, проблема исчезла, бак не шипит, и никто не стучит под бензобаком!) хотя ездил так 1,5 года с этой проблемой что написал выше! Скорее всего оказался либо забитый адсорбер либо засоренный 2-х ходовый клапан! точно сказать не могу так как подходил к решению данной проблемы комплексно! выше подробно расписано!
Итог: если после данных процедур (продувка адсорбера, трубок и магистрали по которым движутся пары топлива) вам не помогло, то скорее всего виной тому в основном либо сам 1. адсорбер, который сильно засорился и продувка его бесполезна, 2. либо клапан адсорбера, который тяжело проверить, но если проверили его способом как написано выше(26-28 Ом, не продуваться в спокойном состоянии и продуваться при подаче напряжения 12 В) и обнаружили его неисправность, то смело его меняйте! 3. не работает 2\х ходовый клапан который находится в труднодоступном месте — между топливным баком и днищем автомобиля-его видно со стороны салона если поднять сиденье, где топливный насос! а чтобы добраться до него надо открутить хомуты, которые удерживают топливный бак. 4. я причина это неисправность крышки топливного бака, что крайне редко!
Тут как заглушить клапан www.drive2.ru/b/2542983/
Цена вопроса 0 рублей! В данном решении проблемы, мне помог одноклубник наш Сергей Бандоринhttp://vk.com/ss_bandorin, кстати он поменял сам адсорбер и клапан и ему не помогло, оказался виной 2-х ходовый клапан! который не пропускал пары топлива в адсорбер и поэтому были шипения при откручивании крышки бака! Теперь после данной темы на акцах больше не будет проблем и многие будут знать как её решить))) спасибо!
Вот видео-тут подробно!

Номер оригинального клапана на фото, также можно поставить от Чери Chery A11-1208210-BA 300 руб или ребята ставили от ваз 2114

Лада Калина Универсал 🐲 Young blood 🐲 ›
Бортжурнал ›
#15 Диагностика и ремонт КПА (клапан продувки адсорбера)

Описываю неисправность: Исключительно на прогретом авто, когда переходил на ХХ (светофор или остановка у гаража), через минуту после остановки, 1 раз в 30-50 секунд обороты резко падали до 500, сразу поднимались до 1200 и возвращались обратно на 800. Так происходило всего один раз каждые ~30-50 секунд.

Пытаясь разобраться с причиной этого недуга, было проведено много экспериментов. Не глуша двигатель я вышел из машины и открыл капот. Заметил, что как только начинает работать клапан адсорбера (цык-цык-цык), тут же происходит этот провал оборотов. Как только клапан адсорбера перестает работать, обороты приходят в норму. Спустя указанное время адсорбер продувается снова и обороты опять падают.
Проверял клапан на продув, когда он закрыт, то не дуется, когда открыт, то продувается легко. Работает.
Короче забил и ездил так…

Но вот пришел диагностический кабель из китая! 🙂 Продолжил опыты и победил проблему.

Диагностика выдала ошибку P0441, причем Чек не горит!

P0441

Подключил кабель к ноутбуку, запустил OpenDiag и поехал…
В течении всей поездки КПА открывался от 0 до 30% и проблем не было. Видимо зима делает своей дело, но по приезду в гараж, на ХХ машина снова «чихнула» и обороты упали до 500. В ноутбуке четко видно, что виновато открытие КПА на 90%, которое произошло резко и непредвиденно для системы.

Затем я включил принудительную 100% продувку адсорбера через режим управления. Обороты подскочили до 1200 и плавно выровнялись до 800. Спустя 10 секунд (сразу скажу, что это время неважно, можно хоть на 5 минут открыть и держать открытым) я сделал сброс, т.е. ЭБУ вернул его на тот процент, на который считает нужным. В этот момент обороты упали до 500 и машина заглохла.

Я повторял этот эксперимент снова и снова, но машина больше не глохла… В момент выключения продувки обороты падали до 500, но система успевала их подхватить.

Баловался я так минут 10, после чего открытие и закрытие клапана перестало влиять на обороты. Точнее оно влияло, но лишь незначительным временным увеличением или уменьшением.

Казалось бы адсорбер продулся? Нет. Спустя пару минут все вернулось…

Я пробовал проводить эксперимент с открытой горловиной бензобака, ничего не меняется. Сложилось ощущение, что система не успевает среагировать на внезапное изменение смеси… Но пред. владелец авто утверждает, что с покупки этой проблемы не было. В общей сложности я продувал этот адсорбер около 20 минут, если предположить, что адсорбер забит и тянет пары из бака, то они давно бы уже улетучились. Пробовал снимать штуцер с КПА. Палец добротно присасывается при продувке адсорбера и не присасывается вообще, когда продувка выключена.
Пробовал на период 100% работы КПА надевать на горловину бензобака пакет, он внутрь не затягивается, наружу не надувается, значит пары адсорбер берет не из бака. При открытии КПА воздух тянется с такой силой, что мой пакет быстро бы засосало внутрь хотя бы чуть-чуть.

Снял КПА, чтобы попробовать отрегулировать силу пружины клапана (там есть винт).

Чужое фото с Drive2

Выкрутил полностью регулировочный винт (открутил и пинцетом вытащил). В корпусе резиновое колечко, чтобы винт не травил воздух, а вот с самим винтом интереснее! Там на кончике есть прорезь а в нее залит резиновый демпфер, который практически полностью разрушился. По этой причине стучит КПА (шток бьет по металлу). И еще скорее всего из-за разрушения демпфера увеличился этот самый зазор и соответственно клапан стал шире открываться. Вот и причина… Прочистил все с помощью очистителя карбюратора и закрутил винт до упора.
Запустил двигатель и включил адсорбер на 100%. Если до упора завернуть винт, то палец не присасывает, если начать выкручивать, то по мере выкручивания присасывает сильнее и сильнее… Таким образом регулируется сила пружины. Выкрутил на 1 полный оборот и ушел домой.

Сегодня продолжил ремонт. Пришел в гараж, поездил на авто и принялся за эксперименты. При включении адсорбера на 100% заметил одну особенность. На 100% продувке он перестал Цокать (цык-цык-цык)
Похоже вчерашняя продувка КарбКлинером помогла. Снял нижний шланг, палец присасывает довольно сильно, но включение и выключение продувки на 100% почти не влияет на обороты. Провел серию из 20 тестов общей сложностью 30 минут.

Повторный замер через 2 минуты

Ни на одном из тестов обороты не упали ниже 750. Кроме того, провел тест на плавное открытие КПА. Клапан цокает при % продувки ДО 95! После 95 цоканье прекращается, клапан непрерывно открыт и продувается. Если подумать, то ведь так и должно быть, а у меня получается до прочистки (даже на 100% продувке) клапан приоткрывался не в полную силу (он цокал), а на малом проценте не цокал вообще, скорее всего и не открывался. Для тех, кто не понял, клапан работает по принципу многократного открывания и закрывания за счет импульса. Винт оставил выкрученным от закрученного состояния на один полный оборот.

И еще наблюдение, если поднять заднюю часть сидения, ухом прислониться к люку насоса бензобака и включить продувку, то слышно, как шипит воздух внутри бака. Система работает.

Последний замер (температура окружающего воздуха +15, подземный гараж):

ИТОГИ: По скринам видно, что исправилась не только работа КПА, но еще и холостые ровные стали — 820 (на скринах меньше красных точек в момент выключенной продувки). Посмотрел другие 20 скринов тестов, и вправду. Обороты везде от 818 до 830. Условия для тестов не менялись.

Мои размышления по поводу того, почему КПА перестал стучать: я думаю, что из-за разбитого резинового демпфера сменился зазор между штоком и винтом, а также из-за наличия смол и прочих отложений, его клинило при малом % продувки, пары скапливались и потом при большом % продувке клапан таки открывался резко и смесь не успевала корректироваться. Теперь буду ждать лета, чтобы повторить тест на жаре.

UPD 29.10.2015 В связи с многочисленными вопросами «Как проверить, что КПА исправен?» прикладываю выдержку из документации АвтоВАЗа.

Если кратко, то при увеличении % продувки с 0 до 96, переменная FR (Текущий коэффициент коррекции впрыска) должна измениться на 10-20%. Отклонения от этого параметра — не норма. Либо осуществляем попытки оживить клапан, либо замена.

UPD 30.11.2015
Недавно снова вышла ошибка 0441, причем уже не просто с признаком СОХР, а еще и признаком ТЕК. Проверил клапан, открыв его с 0 до 40%, потом с 0 до 20%, клапан молчал, палец не присасывается к нижнему штуцеру. Короче снова закис. Изменил метод регулировки. Включил продувку на 8,20% (эта стандартный показатель, который ЭБУ использует почти всегда на ХХ) и стал немного закручивать регулировочный винт. Клапан начал стучать, палец присасывается к штуцеру! С такой регулировкой, что при 8%, что при 40%, КПА стучит, а значит работает! Буду наблюдать дальше, уж очень не хочется брать новый клапан…
Дальше провел тест описанный выше, параметр FR без продувки 1.05, при включении продувки с 0 до 96% параметр меняет значение до 0.90, после чего плавно выравнивается и начинает чуть-чуть увеличиваться. После выключения принудительной продувки принимает значение 1.05.
Вывод: тест пройден, в 10-20% укладываемся (у меня вышло ~15%).

ИМХО: У теста от АВТОВАЗа есть свои плюсы и минусы. Плюс в том, что если вы лишнего закрутите винт в КПА, то при открытии продувки с 0 до 96% вы не сможете выйти на автоматическую корректировку показателя FR в районе 10-20%. В лучшем случае будет 5%, в худшем 0%!
Недостаток этого теста в том, что он не проверяет адекватность работы клапана, а проверяет работу клапана в принципе. Почти всегда, при открытии клапана с 0 до 100% он будет открываться, это якобы говорит о том, что он рабочий… Но! В большинстве случаев КПА клинит именно при неполном открытии (клапан импульсный, увеличивается частоты импульсов — проще начать двигать шток, уменьшается — сложнее двигать шток). Например при 30% продувке КПА может не открываться, а при 60% уже открываться… Вы получите резкий провал в оборотах на ХХ. Зависит от степени изношенности узла и его регулировки винтом.
Считаю, что адекватность работы клапана нужно проверять постепенным увеличением процента продувки. Причем проверять нужно не просто постоянно увеличивая процент, а сбрасывая его в ноль после каждой проверки:
-Открыли с 0 до 90% — щелкает, ОК!
-Открыли с 0 до 70% — щелкает, ОК!
-Открыли с 0 до 40% — не щелкает! Крутим винт, чтобы начал уверенно щелкать и повторяем эксперимент.
И т.д.
Клапан должен уверенно стрекотать (при малом проценте продувки должны быть хотя бы ощутимые толчки по корпусу КПА), это признак того, что он работает!

Продолжение >>>

В бензобаке любого автомобиля всегда присутствуют испарения, образующиеся из-за понижения атмосферного давления или нагрева горючего. Чтобы не допустить утечку топливных паров в атмосферу, на «Калине» устанавливается специальная система улавливания паров бензина (СУПБ). Благодаря ей, испарения, задерживаемые адсорбером (по сути, это активированный уголь), поступают во впускной коллектор и сгорают в цилиндрах двигателя. Чтобы регулировать количество бензиновых паров, идущих из адсорбера в коллектор, используется специальный электромагнитный клапан.

Зачем нужна система улавливания паров бензина

Инжекторые машины (в т. ч. «Калина»), чей класс в экологическом плане относится к Евро-3, должны в обязательном порядке оснащаться СУПБ. Это не дает парам топлива попадать в атмосферу, загрязняя ее. Помимо этого, система гарантирует более стабильную работу силовой установки и обеспечивает экономию бензина. О том, как проверить клапан адсорбера, входящего в СУПБ, и как он функционирует, речь пойдет далее.

Сам адсорбер позволяет скапливаться испарениям горючего в особом месте – сепараторе. В итоге бензин превращается в конденсат и поступает обратно в бак. Испарения, не прошедшие обработку, идут сквозь удвоенные клапаны системы, один из которых не дает топливу вылиться наружу при аварийной ситуации (например, перевороте), а второй «занимается» регулировкой давления в баке. Клапан продувки адсорбера размещается под капотом, а сам адсорбер находится на баке. КПА обеспечивает нормальную работу всей системы: вентилирует ее и удаляет конденсат.

Конструкция и работа клапана продувки адсорбера

КПА представляет собой электромагнитное запорное устройство, работающее от бортовой сети авто. Клапан состоит из:

  • пластмассового корпуса;
  • клапана с пружинкой;
  • обмотки;
  • металлического сердечника;
  • разъема.

Когда двигатель автомобиля заглушен, на клапан не подается напряжение, и он находится в закрытом положении. Т. е. со стороны мотора система, улавливающая пары, перекрыта. Одновременно адсорбер начинает «собирать» испарения. Когда силовой агрегат запускается, на клапан подается напряжение, благодаря чему он открывается, и пары горючего попадают во впускной коллектор. Как только зажигание выключается, КПА обесточивается, и трубопровод перекрывается: испарения в ресивер не попадают.

Автомобили высокой ценовой категории имеют более сложную систему улавливания испарений. На таких машин стоят особые датчики, способные «вычислить» количество воздуха и паров в процентном отношении. Это позволяет более точно управлять подачей бензина в инжектор.

Признаки неисправности КПА

Для начала пустите двигатель: на холостом ходу или в холодную погоду вы услышите характерное еле слышное стрекотание. Оно говорит о том, что клапан исправен. Чтобы не перепутать этот звук с шумом от работающего ГРМ, резко надавите на газ. Характер стрекота не должен измениться. О неисправности КПА говорят нижеследующие признаки:

  • зажигание сигнала CHECK на панели приборов;
  • определение ошибки РО441 в ходе тестирования;
  • повышенный расход бензина;
  • неустойчивая работа силового агрегата при движении;
  • нестабильный холостой ход;
  • увеличение содержания СО2;
  • шипящий звук при отворачивании крышки бака (появилось разрежение);
  • появление запаха топлива в салоне.

Проверка клапана на месте

Понадобится тестер (вольтметр, мультиметр) и отвертка. Сам КПА установлен на радиаторной рамке. Устройство можно узнать, увидев подходящие к нему две трубки, по которым и двигаются испарения. Далее:

  • отсоедините от КПА электрический разъем, отжав фиксатор колодки;
  • с помощью мультиметра проверьте наличие напряжения, прикоснувшись минусовым (черным) щупом прибора к массе, а красным – к «А» (буква на разъеме колодки);
  • включите зажигание: мультиметр должен показывать бортовое напряжение автомобиля. Если это не так, проверьте электропроводку.

Как снять клапан продувки

Снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Если будет мешать ДМРВ (датчик массового расхода воздуха), снимите с него входной патрубок. Затем отогните крепление клапана и потяните его вверх. Теперь нужно отсоединить пару штуцеров. Первый снимается свободно, чтобы вытащить второй, нажмите на фиксатор и подденьте усики, например, тонкой отверткой.

Как проверять клапан адсорбера, снятый с авто

Нужно взять подходящий по объему медицинский шприц, просто вытащить на 2-3 см поршень и подсоединить к отводящему штуцеру. Если надавить на поршень, он пойдет с трудом, что говорит о наличии в клапане давления. Теперь к электрической части КПА подсоедините аккумулятор и снова нажмите на поршень: сопротивление должно исчезнуть. Если этого не происходит, придется покупать новый клапан.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*