admin / 12.04.2019

Абразивное изнашивание

Виды изнашивания

Изнашивание деталей сопровождается сложными физико-химическими явлениями. Скорость изнашивания зависит от материала и качества трущихся поверхностей, характера контакта и скорости их взаимного перемещения, вида и значения нагрузки, вида трения и смазки, качества смазочного материала и от многих других факторов. В соответствии с ГОСТ 27674-88 установлены следующие виды изнашивания в машинах.

Механическое изнашивание — это изнашивание в результате механических воздействий. Этот вид изнашивания подразделяется на абразивное, гидроабразивное (газоабразивное), гидроэрозионное (газоэрозионное), кавитационное, усталостное, при заедании и при фреттинге.

Абразивное изнашивание — это процесс микропластических деформаций и резания металла твердыми абразивными частицами, находящимися между поверхностями трения, а также в результате непосредственного контактирования с абразивной средой (рабочие органы сельскохозяйственных, мелиоративных и строитель-ных машин, детали ходовой части гусеничных машин и др.).

Гидроабразивное (газоабразивное) изнашивание — результат действия твердых частиц, взвешенных в жидкости (газе) и перемещающихся относительно поверхности детали. Этот вид изнашивания характерен для деталей водяных и масляных насосов, гидроусилителей, гидроприводов тормозных систем и др.

Гидроэрозионное (газоэрозионное) изнашивание — это эрозионное изнашивание в результате действия (трения) потока жидкости (газа) о металл. Этому виду изнашивания подвергаются детали системы охлаждения, системы вентиляции и т. п.

Усталостное изнашивание — механическое изнашивание в результате усталостного разрушения при повторном деформировании микрообъемов материала поверхностного слоя. Под действием больших удельных повторно-переменных нагрузок, превышающих предел текучести металла, появляются микротрещины, которые развиваются и приводят к усталостному отслаиванию и выкрашиванию частиц металла. Усталостное изнашивание проявляется на поверхностях подшипников качения, зубьев шестерен и т. п.).

Кавитационное изнашивание — механическое изнашивание при движении твердого тела относительно жидкости, при котором пузырьки газа захлопываются вблизи поверхности, что создает местное высокое удельное давление или температуру, под действием которых происходит разрушение поверхности. Этому виду изнашивания подвержены наружные поверхности гильз цилиндров, стенки рубашки охлаждения, лопасти водяных насосов и т. п.

Изнашивание при заедании — результат схватывания микронеровностей сопрягаемых поверхностей, глубинного вырывания материала и его переноса с одной поверхности на другую. Особенно подвержены этому изнашиванию тяжел она груже нн ые детали (шейки коленчатых и распределительных валов, поршни и т. п.).

Изнашивание при фреттинге возникает в соприкасающихся поверхностях при малых колебательных относительных перемещениях. Этому виду изнашивания подвержены кольца шарико- и роликоподшипников, поверхности деталей при ослаблении резьбовых соединений и т. п.

Изнашивание при действии электрического тока называют электроэрозионным. Оно происходит в результате воздействия разрядов при прохождении электрического тока (электроды свечи, контакты прерывателя — распределителя, клеммы электроприборов и т. п.).

Коррозионно-механическое изнашивание происходит в результате механического воздействия, сопровождаемого химическим и (или) электрическим взаимодействием материала со средой. Это изнашивание подразделяется на окислительное и изнашивание при фретгинг-коррозии.

Окислительное изнашивание характеризуется тем, что основное влияние иа изнашивание имеет химическая реакция металла с кислородом или окислительной средой. Проявляется этот вид изнашивания у деталей подвижных сопряжений, на поверхности которых образуется твердая пленка окислов. При трении происходит выкрашивание пластически недеформируемых хрупких окислов.

Изнашивание при фретпитг-коррозии возникает при трении скольжения с очень малыми колебательными относительными перемещениями. При ударах и вибрации происходит интенсив- вое окисление соприкасающихся поверхностей вследствие резкой активации шгастически деформируемого металла. В результате на рабочих поверхностях в местах контакта появляется резко выраженное разрушение.

Изнашиванию при фретгинг-коррозии подвергаются посадочные поверхности подшипников качения, болтовые и заклепочные соединения рам и другие детали.

Источник: https://ustroistvo-avtomobilya.ru/teoriya/vidy-iznashivaniya/

ИЗНАШИВАНИЕ

Смотреть что такое «ИЗНАШИВАНИЕ» в других словарях:

  • изнашивание — амортизация, обесценение, износ, срабатывание, ухудшение, порча, повреждение; истаскивание, снашивание, затрепывание, занашивание, старение, стаптывание, истаптывание, истрепывание, пронашивание. Ant. обновление Словарь русских синонимов.… … Словарь синонимов

  • изнашивание — ИЗНАШИВАНИЕ, износ, занашивание, разг. затаскивание, разг. истрепывание, разг. снашивание, разг. трепание, разг. трепка ИЗНАШИВАТЬ/ИЗНОСИТЬ, занашивать/ заносить, обтрепывать/обтрепать, разг. затаскивать/затаскать, разг. затрепывать/… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • изнашивание — Процесс отделения материала с поверхности твердого тела и (или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела. Тематики трение, изнашивание и смазка EN wear… … Справочник технического переводчика

  • изнашивание — ИЗНОСИТЬ, ошу, осишь; ошенный; сов., что. Продолжительной ноской сделать негодным. И. платье. И. до дыр. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • изнашивание — (wear,attrition) – процесс разрушения и отделения материала с поверхности трения, сопровождаемый изменением размеров и формы тела. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

  • Изнашивание — поверхностное разрушение или повреждение поверхности материала при работе под действием трения и высоких напряжений. Испытание на И. производят на лабораторных машинах, допускающих варьирование условий трения, и на специализированных машинах,… … Российская энциклопедия по охране труда

  • Изнашивание — – процесс постепенного измельчения размеров тела по его поверхности, происходящий при трении. Рубрика термина: Свойства… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • изнашивание — rus износ (м), изнашивание (с) eng wear fra usure (f) deu Verschleiß (m), Abnutzung (f) spa usura (f) … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

  • изнашивание — dėvėjimasis statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. wear vok. Abnutzung, f; Verschleiß, m rus. изнашивание, n; износ, m pranc. usure, f … Radioelektronikos terminų žodynas

  • Изнашивание — ср. 1. процесс действия по гл. изнашивать I, изнашиваться I 1., 2. 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/821738

Виды износа

Износ деталей машин зависит от:

  • условий трения
  • свойств материалов
  • конструкции

Износ можно рассматривать как механический процесс, осложнённый действием физических и химических факторов, вызывающих снижение прочности микрообъёмов поверхностного слоя.

По условиям внешнего воздействия на поверхностный слой различают износ:

  • абразивный (закрепленным или незакрепленным абразивом, газоабразивный, гидроабразивный)
  • кавитационный
  • адгезионный
  • окислительный
  • тепловой
  • усталостный

Абразивный

Абразивный износ вала

Сущность абразивного износа заключается в разрушении металла твердыми зернами абразива при пластическом деформировании и микрорезании трущихся поверхностей. Абразивный износ является ведущим для машин и оборудования горно-рудного производства, строительной, дорожной, почвообрабатывающей техники, инструмента производства кирпича, бетона и других строительных материалов.

Газоабразивный

Вызывается механическим действием твердых частиц, перемещаемых потоком газа. В этом случае разрушение металла происходит в результате срезания, выкрашивания, выбивания и многократного пластического деформирования его поверхностных микрообъемов. Этому виду износа подвержены детали трасс пневмотранспорта, лопатки пылевых вентиляторов и насосов, клапаны, корпусы и чаши загрузочных устройств доменных печей, сопла реактивных двигателей, работающих на твердом топливе и т. д.

Гидроабразивный

Гидроабразивный износ во многом сходен с газоабразивным, но носителем абразивных частиц является не газ, а жидкость. Гидроабразивному износу подвергаются рабочие колеса и улитки земснарядов и песковых насосов, лопасти и камеры гидротурбин, работающие на реках, несущих большое количество абразивных частиц, а также пульпопроводы гидротранспорта.

Кавитационный

Кавитационый износ гребного винта

Этот вид износа заключается в разрушении поверхности металла под действием ударов газовых пузырьков, образующихся в обтекающем изделие высокоскоростном потоке жидкости при перепадах давления. Кавитации подвержены гребные винты, лопасти и камеры проточного тракта гидротурбин, рабочие колеса и камеры различных гидромашин. Наличие коррозионной среды и абразивных частиц ускоряет процесс кавитационного изнашивания.

Адгезионный

Адгезионный износ при трении двух металлических поверхностей под нагрузкой происходит в условиях пластической деформации металла в точках контакта. Развитие деформации сопровождается сближением поверхностей вплоть до активизации сил сцепления между атомами контактирующих металлов и возникновением адгезии на ограниченных участках. Многократное повторение адгезионных связей с последующим их разрушением и отделением частиц металла составляет сущность адгезионного изнашивания. Этот вид износа происходит в подшипниках скольжения (коленчатые валы, оси, пальцы ковшевых цепей, ходовые части различных машин).

Тепловой

Тепловым износом называется процесс разрушения поверхностей деталей машин вследствие нагрева зоны трения до температуры размягчения металла. Разрушение при этом виде износа является следствием образования металлических связей: между контактирующими поверхностями, смятия, налипания и оплавления металла. Этот вид износа распространён в деталях тяжело нагруженных быстроходных машин, валки горячей прокатки, ножи для горячей резки проката, штампы для горячей штамповки, пресс-формы для литья под давлением, прошивной инструмент горячей прокатки труб, а также стволов огнестрельного оружия, ракетных сопел и других деталей, работающих в среде горячих газов.

Фреттинговый

Фреттинговый износ — механический износ тел, пребывающих в контакте, в условиях малых колебательных перемещений. Достаточны относительные перемещения поверхностей с амплитудой от 0,025 мкм. Микросмещения соединённых поверхностей происходят вследствие деформаций деталей в условиях нагружения и вибраций, сопровождающих работу машин и оборудования. Фреттинговый износ возникает, например, в заклёпочных, резьбовых, шлицевых, шпоночных и штифтовых соединениях.

Окислительный

Окислительный износ — процесс коррозионного износа, при котором доминирует химическая реакция с кислородом или окислительной окружающей средой. Тип износа в результате скольжения между двумя металлическими компонентами, при котором образуется оксидная пленка на металлических поверхностях. Эта оксидная пленка предотвращает металлическое сцепление между поверхностями скольжения, что приводит к формированию продуктов износа и снижению уровня сцепления.

Усталостный

Усталостный износ — износ вследствие усталостного разрушения поверхностного слоя материала при многократном действии нагрузки, приводящем к зарождению и распространению внутри сильно деформированного слоя трещин, преимущественно параллельных поверхности, которые вызывают отделение в форме тонких чешуек материала. Усталостный износ характерен для роликов (шариков) в подшипниках качения, железнодорожных колёс и рельсов и т. п. Усталостный износ часто называют контактно-усталостным износом.

абразивное изнашивание

Смотреть что такое «абразивное изнашивание» в других словарях:

  • абразивное изнашивание — Механическое изнашивание материала в результате режущего или царапающего действия твердых тел или твердых частиц. Тематики трение, изнашивание и смазка EN abrasive wear … Справочник технического переводчика

  • Абразивное изнашивание — – это последствие режущего, царапающего либо иного действия аналогичной направленности твердых тел или частиц, которые проникают извне или отделя­ются от трущихся деталей, вследствие чего происходит значительное ускорение процесса из­нашивания.… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • абразивное изнашивание — авто механическое изнашивание поверхности, вызываемое наличием в масле твердых частиц … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • абразивное изнашивание мелющих элементов углеразмольной мельницы — — Тематики энергетика в целом EN gouging abrasion of grinding elements of coal pulivering mill … Справочник технического переводчика

  • Изнашивание абразивное — – это последствие режущего, царапающего либо иного действия аналогичной направленности твердых тел или частиц, которые проникают извне или отделя­ются от трущихся деталей, вследствие чего происходит значительное ускорение процесса из­нашивания.… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Изнашивание — – процесс постепенного измельчения размеров тела по его поверхности, происходящий при трении. Рубрика термина: Свойства… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • гидроабразивное (газообразное) изнашивание — Абразивное изнашивание в результате действия твердых тел или твердых частиц, увлекаемых потоком жидкости (газа). Тематики трение, изнашивание и смазка EN hydroabrasive (gasoabrasive) wear … Справочник технического переводчика

  • абразивне зношування — абразивное изнашивание abrasive wear abrasiver Verschleiß – механічне зношування матеріалу в результаті різальної або дряпальної дії твердих тіл чи твердих частинок … Гірничий енциклопедичний словник

  • Абразивы — – мелкие, твердые, острые частицы, используемые в свободном или связанном виде для механической обработки (в т. ч. для придания формы, обдирки, шлифования, полирования) разнообразных материалов и изделий из них (от больших стальных плит до… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • 21.020 — Характеристика та конструкція механізмів, приладів і устатковання ГОСТ 23.201 78 Обеспечение износостойкости изделий. Метод испытания материалов и покрытий на газообразное изнашивание с помощью центробежного ускорителя ГОСТ 23.204 78 Обеспечение… … Покажчик національних стандартів

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/avto/93/%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5

Тема 2: Метод испытания материалов на износостойкость при трении о нежестко закрепленные абразивные частицы

Настоящий метод распространяется на металлические материалы и металлические покрытия и устанавливает метод их испытаний на абразивное изнашивание при трении о нежестко закрепленные абразивные частицы.

Метод не распространяется на материалы и покрытия твердостью более 140(1 HV и на пористые материалы со средним размером пор более 0,1 мм, а также на материалы и покрытия с твердостью, изменяющейся на глубине 0,3 мм более чем на 10 %.

Сущность метода состоит в том. что при одинаковых условиях производят трение образцов исследуемого и эталонного материалов об абразивные частицы, подаваемые в зону трения и при­жимаемые к образцу вращающимся резиновым роликом, измеряют износ образцов испытуемого и эталонного материалов, а износостойкость испытуемого материала оценивают путем сравнении его износа с износом эталонного образца.

Приборы, материалы и инструмент:

1) Испытательный прибор.

3) Образцы для испытаний и эталонные образцы.

4) Абразивный материал

5) Секундомер.

6) Лабораторные весы.

7) Бензин, ацетон или другой растворитель, удаляющий грязь и смазочный материал с поверхностей вала и образцов и не оставляющий пленки и другие загрязнения.

8) Вата медицинская гигроскопическая или мягкая ткань (типа фланели).

9) Установка для определения твердости образцов

1.ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ

Испытания проводят на испытательной установке, содержащей привод 7, обеспечивающий вращение вокруг горизонтальной оси резинового ролика 6. образцедержатель 2, рычаг 3, прижимающий образец 1 к ролику, устройство 5, дозирую­щее подачу абразивных частиц в зону трения по направляющему лотку 4. устройство 8 для онтроля суммарного количества оборотов ролика в процессе испытаний.

Диаметр ролика должен быть в диапазоне 48—50 мм, ширина ролика — (15±0,1) мм. твердость материала ролика — 78—85 ед. по ГОСТ 263—75.

Абразивный материал — электрокорунд зернистостью 16-П по ГОСТ 3647—80 с относительным содержанием влаги не более 0,15 % — используют при общей сравнительной оценке износостойкости.

При оценке износостойкости в конкретных условиях изнашивания допускается использовать абразивный материал, соответствующий материалу, воздействующему при эксплуатации, но с разме­ром зерен не более 1.0 мм.

Повторное использование абразивного материала не допускается.

Образцы исследуемых и эталонных материалов изготовляют в виде пластин шириной 30. длиной 30—50 мм и толщинойh не менее 1 мм с допусками на размеры по 7-му классу точности по ГОСТ 24642—81, ГОСТ 24643—81 и шероховатостью рабочей поверхности не ниже 7-го класса по ГОСТ 2789—73. Допускается повторное использование испытанных образцов в участках, не подверг­шихся изнашиванию, а также после удаления механической или иной обработкой следов изнашива­ния, образованных в результате предыдущих испытаний.

Эталонные образцы изготовляют из стали 45 по ГОСТ 1050—88 в отожженном состоянии с 190-200 HV.

Износ испытуемых и эталонных образцов определяют путем взвешивания до и после испытаний с погрешностью не более 0,1 мг. Потеря массы образца вследствие изнашивания при испытаниях должна составлять не менее 5 мг.

2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

2.1. Перед испытаниями определяют твердость образцов. Отобранные образцы маркируют клеймением на нерабочих поверхностях.

2.2. Перед испытаниями проводят приработку ролика трением его о поверхность шлифовальной шкурки типа 2 по ГОСТ 6456—82 зернистостью 8-11 по ГОСТ 3647—80, закрепленной в образцедержателе на плоской стальной пластине. Приработку проводят при нагрузке на ролик (22±1) Н до полного прилегания к поверхности по всей длине образующей ролика.

После приработки ролик промывают в промывочной жидкостью (ацетон, бензин)

2.3. Проверяют влажность абразивного материала по ГОСТ 5382—91 и при необходимости дово­дят ее до соответствия требованиям.

2.4. Образцы последовательно промывают жидкостями (ацетон, бензин)

просушивают на воздухе и взвешивают.

3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Образец устанавливают в образцедержателе испытательной установки.

3.2. Прижимают образец рычагом 3 к ролику с усилием (44,1 ±0,25) Н.

3.3. Ролик приводят во вращение, с частотой n = (60±2) (об/мин). Включают дозирующее устройство, обеспечивающее непрерывную подачу абразивного материала в зону трения. Непрерывность подачи абразивного материала в процессе испытаний контролируют по наличию абразивного материала по всей ширине ролика.

3.4. Испытания образца из исследуемого материала продолжают в течение времени, соответствую­щего количеству оборотов ролика, указанному в таблице. Испытания образца из эталонного материала проводят при 600 оборотах ролика. Отсчет оборотов проводят от момента начала подачи абразивного материала.

Твердость образца HV Количество оборотов ролика
Д0 400
400-800
Более 800

3.5. По окончании испытаний останавливают привод, снимают нагрузку, освобождают образец, промывают последовательно в промывочных жидкостях и взвешивают При износе образца менее 5 мг устанавливают новый образец и испытания проводят в течение времени, соответствующего удвоенному количеству оборотов ролика. При установке и съеме образцов не допускается повреждение их поверхностей.

3.6. Проводят испытание образца из эталонного материала

3.7. Результаты взвешивания образцов до и после испытаний заносят в протокол.

3.8. Испытания повторяют для 3 испытуемых и 3 эталонных образцов. При испытаниях пористых неоднородных сплавов, спеченных материалов и неоднородных наплавок проводят испытания 5 испы­тываемых и 3 эталонных образцов.

3.9. Среднеарифметическое значение потери массы эталонных образцов по результатам испытаний должно находиться в пределах (67+6,1) мг.

Если среднеарифметическое значение потери массы выходит за эти пределы, то проверяют пра­вильность выполнения условий испытаний и после приведения их в соответствие с указанными требо­ваниями повторяют испытания.

3.10. После каждых 12 испытаний проверяют наружный диаметр ролика и при диаметре менее 48 мм его заменяют. Для нового ролика производят приработку в соответствии с п. 2.2.

4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

4.1. По результатам взвешивания образцов до и после испытаний определяют среднеарифметичес­кое значение потери массы g эталонных образцов и среднеарифметическое значение потери массы образцов исследуемого материала по формулам:

=

=

-значение потерь массы при испытаниях эталонных образцов

образцов исследуемого материала, г;

— количество образцов исследуемого материала.

Относительную износостойкость ( ) ( исследуемого материала вычисляют по формуле:

=

где — плотности эталонного и исследуемого материалов,г/см²;

— количество оборотов ролика при испытаниях эталонного и исследуемого материалов.

Абразивным называется механическое изнашивание мате­риала детали в результате режущего или царапающего действия на него абразивных частиц, находящихся в свободном или закреп­ленном состоянии.

Абразивные частицы, обладая большей, чем металл твердостью, разрушают поверхность деталей и резко уве­личивают их износ.

Частицы чаще всего бывают минерального происхождения, оксидами, продуктами износа или наклепанными металлическими частицами. Они имеют различную форму, часто острые грани или ребра. Основной механизм их воздействия — ре­зание или царапание.

Абразивное изнашивание является одним из наиболее распро­страненных видов изнашивания. В транспортных и дорожных машинах более 60 % случаев износа имеют абразивный характер. Основным источником попадания абразивных частиц в сопряже­ния машин является окружающая среда. В 1м3 воздуха содержится от 0,04 до 5 г пыли, на 60.. .80 % состоящей из взвешенных частиц минералов (кварц, корунд, оксиды и диоксиды кремния, соедине­ния AI, Са, Mg, Na и другие элементы). Частицы минералов, со­держащихся в воздухе, обладают высокой твердостью (диоксид кремня SiO; 10 780… 11 700 МПа, оксид алюминия 20900… 22 900 МПа), что превышает твердость рабочих поверхностей большинства деталей машин.

Интенсивность абразивного изнашивания прямо пропорцио­нальна твердости Hа абразивных частиц и обратно пропорциональ­на твердости Нм поверхности трения. Материалы высокой твердости обладают повышенной абразивной износостойкостью.

Трение о закрепленный абразив сопровождается изнашиванием металла и разрушением самого абразива путем дробления и ската частиц (рис. 5.6). Это обуславливает обновление изнашивающей способности абразива по отношению к металлу.

На практике могут встречаться различные варианты такого подвида абразивного изнашивания (монолит абразива, абразивная шкурка и др.), отличающиеся изнашивающей способностью, но общим для них будет то, что абразивные частицы зафиксированы.

При таком взаимодействии металл-абразив проявляется проч­ностная основа. Если металл будет более твердым и прочным — раз­рушаться будет абразив, а наоборот — будет происходить резание и деформирование металла.

Основной признак такого подвида абразивного изнашивания наличие на металлической поверхности хорошо различимых рисок (царапин) и углублений различной протяженности, но всегда ориен­тированных в направлении движения металла или абразива

На интенсивность изнашивания закрепленными абразивными частицами в абразивной массе влияют:

твердость абразива;

твердость материала образца;

прочность материала образца;

прочность абразива;

нормальная нагрузка;

температура на поверхности детали.

Изнашивание незакрепленными абразивными частицами незакрепленными абразивными частицами обычно наступает при динамическом контактировании металличес­ких поверхностей 1 и 2, когда между ними попадают абразивные или иные твердые частицы 3 При такой схеме твердые частицы присутствуют в виде абра­зивной прослойки, препятствующей полному сближению контак­тирующих поверхностей.

В абразивной прослойке твердые частицы могут ударяться своими гранями о металлическую поверхность, скользить, вращаться, вызывая на ней углубления, язвины или царапины

Изнашивание в абразивной прослойке происходит в узлах и сочленениях, чаще всего в виде вал втулка, в различных машинах и механизмах. Наличие в абразивной прослойке жидкой среды (масла, воды и др.) улучшает условия взаимодействия элементов сопряжения за счет охлаждающего и смазывающего дейст­вия жидкости. Эта среда также способствует выносу абразива из зазора. В этих случаях на изнашиваемой поверхности для улучше­ния охлаждения предусматривают карманы, куда попадают абра­зивные частицы, и в дальнейшем они не участвуют в процессе из­нашивания, а затем удаляются жидкостью из зоны контакта.

На интенсивность изнашивания незакрепленными абразивными частицами в абразивной массе влияют:

твердость абразива;

твердость материала образца;

прочность материала образца;

прочность абразива;

нормальная нагрузка;

температура на поверхности детали.

окатанность абразивной частицы

При движении деталей машин в массе незакрепленных абра­зивных частиц. абразивная частица будет совершать по поверхности детали перемещения, сопровождаемые микрорезанием или пла­стическим деформированием детали.

Условия изнашивания при трении вабразивной массе по внешнему силовому воздействию на контакте существенно от­личаются от условий при других подвидах абразивного изнаши­вания: абразивная масса податлива; сопротивление перемещению деталей в ней гораздо ниже, чем при других подвидах абразивного изнашивания; абразивные частицы будут оттесняться деталью с пути перемещения; усилие на контакте будет определяться скоро­стью движения детали в абразивной массе, плотностью этой мас­сы, размером и твердостью ее частиц, а также наличием жидкой среды в массе абразива.

Интенсивность изнашивания поверхности при трении в абра­зивной массе значительно ниже, чем, например, при трении по за­крепленному абразиву. Этому подвиду абразивного изнашивания подвергаются на практике детали сельскохозяйственных почвооб­рабатывающих машин, растворо- и бетономешалок в строительст­ве, рабочие органы горных машин и т.д. Поверхность яв­ляется относительно гладкой с небольшими продольными царапи­нами и мелкими углублениями, что свидетельствует о реализации усталостного и малоинтенсивного абразивного изнашивания.

На интенсивность изнашивания в абразивной массе влияют:

угловая скорость образца;

линейная скорость переме­щения образца или абразивной частицы;

плотность абразивной частицы;

диаметральный размер абразивной частицы;

нормальная нагрузка:

окатанность абразивной частицы;

агрессивность среды.

Известны многочисленные примеры изнашивания деталей машин, механизмов и инструментов, вызванногоударом по закре­пленному (монолитному) или незакрепленному абразиву в виде свободно расположенных на твердой поверхности частиц или глыб породы. Прямое внедрение твердой частицы в образец под действием удара создает на нем углубление в виде лунки, приближенно ко­пирующее геометрию частицы.

На интенсивность изнашивания ударом по закре­пленному (монолитному) или незакрепленному абразиву влияют:

На конечный результат внедрения частицы абразива в лунку влияют многие факторы:

линейная скорость перемещения образца;

твердость абразива;

твердость материала образца;

нормальная нагрузка;

прочность абразива;

прочность материала образца;

масса частицы.

Газоабразивному изнашиванию присуще изнашивание сво­бодными абразивными частицами, увлекаемыми воздушным (га­зовым) потоком, гравитационными силами или центробежной си­лой в центробежных ускорителях абразивных частиц. Оно наблюдается на деталях пескоструйных аппаратов, струйных мельниц, компрессорах, промышленных вентиляторах, нагнетате­лях, деталях, эксплуатирующихся в запыленном потоке и т.д.

Наиболее сильное влияние на формирование процесса газоаб­разивного изнашивания и его интенсивность оказывают скорость и масса частицы, а также угол атаки. При малых углах атаки наблюдается удар частиц со скольжением и в этом случае интенсивность изнашивания многих материалов близка к абразивному изнашиванию при скольжении но монолиту. При углах атаки, близких к 90°, механизм

абразивного изнашивания изменяется . Высокую газо­абразивную износостойкость в этом случае показывают металло-керамические твердые сплавы и -эластомеры. Пластмассы имеют износостойкость на I …3 порядка ниже.

На интенсивность газоабразивного изнашивания деталей машин влияют

скорость газоабразивного потока;

плотность абразивной частицы;

диаметральный размер абразивной частицы;

угол атаки;

твердость абразива;

твердость материала образца;

масса частицы;

окатанность абразивной частицы;

тем­пература на поверхности детали;

время испытаний.

При гидроабразивном изнашивании носителем абразивных частиц является жидкость. Поэтому интенсивность гидроабразивного изнашивания зависит от факторов, управляющих формирова­нием процесса изнашивания (скорость, масса частиц, угол атаки и др.) с учетом разупрочняющего действия жидкой среды на по­верхностный слой детали. Этому виду изнашивания подвергаются детали песковых, рефулерных насосов, гидротурбин н многочис­ленного горнообогатительного оборудования (гидроциклонов, флотационных машин, сепараторов, пульпопроводов и др.).

Силовая схема взаимодействия частиц и среды с поверхностью детали такая же. как и при газоаб­разивном изнашивании. Присутствие жидкости в зоне соударения абразивных частиц с поверхностью детали активизирует этот процесс за счет вымыва­ния, очищения контакта от мелких абразивных частиц, а также за счет расклинивающего действия жидкости на микротрещины поверхности. Абразивные частицы, движущиеся в жидкости с оп­ределенной скоростью, представляют собой более устойчивую и стабильную систему, в которой взаимное соударение частиц при их движении, отскок, рикошет от поверхности изнашивания за­труднены сопротивлением жидкой фазы определенной вязкости. В то же время жидкость лучше охлаждает изнашиваемую поверх­ность, является своего рода смазкой при ударе частицы со сколь­жением, что в свою очередь снижает коэффициент трения и соот­ветственно, интенсивность изнашивания.

На интенсивность гидроабразнвного изнашивания деталей машин влияют

линейная скорость потока абразива;

плотность абразив­ной частицы;

диаметральный размер абразивной частицы;

угол атаки;

твердость абразива;

твердость материала об­разца;

масса частицы;

прочность абразива;

прочность материала образца;

окатанность абразивной частицы;

тем­пература на поверхности детали;

время испытаний;

агрес­сивность среды.

Контрольные вопросы

1) Схема для определения истирающей способности поверхностей восстановленных валов- нарисовать, объяснить принцип действия.

2) Схема для испытания материалов на износостойкость при трении о нежестко закрепленные абразивные частицы — — нарисовать, объяснить принцип действия.

3) Перечислить виды абразивного изнашивания.

4) Суть явления изнашивания при трении о закрепленный абразив.

5) Факторы, влияющие на интенсивность изнашивания при трении о закрепленный абразив

6) Суть явления изнашивания незакрепленными абразивными частицами.

7) Факторы, влияющие на интенсивность изнашивания незакрепленными абразивными частицами.

8)Суть явления изнашивания незакрепленными абразивными частицами в абразивной массе

9) Факторы, влияющие на интенсивность изнашивания незакрепленными абразивными частицами в абразивной массе

10) Суть явления изнашивания вызванного ударом по закре­пленному или незакрепленному абразиву.

11) Факторы, влияющие на интенсивность изнашивания при изнашивании вызванном ударом по закре­пленному или незакрепленному абразиву

12) Суть явления изнашивания при газоабразивном износе.

13)Факторы, влияющие на интенсивность изнашивания при газоабразивном изнашивании.

14) Суть явления изнашивания

15) Факторы, влияющие на интенсивность изнашивания при гидроабразивном изнашивании.

Источник: https://studopedia.ru/9_24865_tema—metod-otsenki-istirayushchey-sposobnosti-poverhnostey-vosstanovlennih-valov.html

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*