admin / 25.04.2020

52 троллейбус

Я мог бы сейчас написать, что еду на этом троллейбусе в Книгу рекордов Гиннесса, и это было бы чистой правдой. Но, пожалуй, начну иначе. Я еду на этом троллейбусе в историю — историю Крыма, историю СССР. И по такому случаю напеваю: «Троллейбусы без копоти и дыма. По графику проходят свой маршрут, И вписаны они в пейзажи Крыма, Проделывая сложный горный путь». Официальный «Гимн троллейбусников», между прочим, слова — слесаря-электрика Геннадия Белогорцева.

Как Хрущёв показал европейцам «кузькину мать» в Крыму

Движение по первой в мире горной троллейбусной трассе Симферополь — Алушта открылось ровно шестьдесят лет тому назад, 6 ноября 1959 года. Позже, когда войдёт в строй вторая очередь проекта Алушта — Ялта, трасса станет ещё и самой длинной в мире.

Секрет даты разгадывается просто для всех бывших граждан «единого и могучего». Движение открыли к очередной, 42-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Стройка была действительно уникальной, сложнейший высокотехнологичный проект, которому не существовало аналогов ни у нас в стране, ни за рубежом.

«Крестным отцом» проекта был Хрущёв. Строительство началось летом 1958 года. К тому времени в Европе уже было несколько междугородних троллейбусных маршрутов, самый длинный из которых, в Англии, составлял 51 километр. Однако Никита Сергеевич показал европейцам «кузькину мать», превысив их рекорд почти в два раза. Линия Алушта — Ялта вошла в строй в июле 1961 года, через несколько месяцев после первого полёта человека в космос. И, как иногда шутят, тогда в Крыму профессия водителя троллейбуса по престижности едва ли не сравнялась с профессией космонавта — конкурс составлял более десяти человек на место.

При этом одновременно практически заново строили дорогу Симферополь — Ялта. Старое узкое шоссе, проложенное ещё в XIX веке, было абсолютно непригодным для движения троллейбусов. Так что история строительства троллейбусной трассы Симферополь — Ялта — это, в сущности, история нового освоения Южного берега Крыма.

В гости к Толстому

Однако моё юбилейное путешествие — даже не на шестьдесят лет назад, а гораздо дальше в глубь отечественной истории. Ведь троллейбус Симферополь — Алушта — Ялта — это ещё и уникальный туристический маршрут, которым ежегодно добираются к морю десятки тысяч отдыхающих.

Цифра 96 километров — протяжённость самой длинной в мире троллейбусной трассы Симферополь — Алушта — Ялта
Итак, троллейбус времени выезжает из Симферополя. Первая остановка за городом — село Лозовое. Здесь осенью 1854 года, в почти такие же ноябрьские дни, как сейчас, жил подпоручик Лев Толстой. Когда началась Крымская война, будущий классик русской литературы добился перевода из Кишинёва на полуостров и был прикомандирован к третьей лёгкой батарее 14-й артиллерийской бригады, которая дислоцировалась в татарской деревушке Эски-Орда, ныне — село Лозовое. «Живу совершенно беспечно, не принуждая и не останавливая себя ни в чём: хожу на охоту, слушаю, наблюдаю, спорю», — писал Толстой в дневнике о своём пребывании в Лозовом.

Беспечная жизнь закончилась для писателя в январе 1855 года, когда его батарею перевели на передовую. О том, что было дальше, каждый может прочитать в «Севастопольских рассказах». О пребывании Толстого в Лозовом напоминает установленный в 1955 году, к столетию Крымской войны, скромный памятник, увековечивший писателя не умудрённым жизненным опытом бородатым стариком, а молодым бравым офицером.

Машина взбирается в гору — к Ангарскому перевалу, названному так в честь реки Ангары. Да-да, в Крыму тоже есть своя Ангара, пусть и гораздо меньше той, что вытекает из Байкала в пяти тысячах километрах отсюда. В 2012 году на перевале, рядом с трассой, был установлен в качестве памятника знаменитый чехословацкий троллейбус «Шкода», без которого трудно себе представить Крым последних десятилетий. В середине октября нынешнего года крымчане всполошились — троллейбус исчез со своего постамента. Впрочем, беспокойство оказалось напрасным. Машину просто забрали на реставрацию. Накануне 60-летия со дня открытия трассы Симферополь — Алушта специалисты «Крымтроллейбуса» обновили лакокрасочное покрытие, восстановили пришедшие в негодность кузовные части, заменили оптику, обновили надписи на бортах троллейбуса и через несколько дней вернули его на законное место. «Всего перевезено свыше 5,5 миллиарда пассажиров», — читаю на борту «боевой машины. Это обо всём «Крымтроллейбусе» за его шестидесятилетнюю историю.

Троллейбус-памятник на Ангарском перевале. фото: александр мащенко / ПГ

Кстати говоря, родной брат троллейбуса-памятника, установленного на перевале, до самого недавнего времени ежедневно «выходил на работу» в Алуште — его «отправили на пенсию» в самом конце прошлого года.

Почему крымский троллейбус всё-таки не попал в Книгу рекордов Гиннесса

Лучше всего об этой и многих других «троллейбусных историях» рассказывает единственный в своём роде музей, открытый в 1977 году на территории троллейбусного парка в Симферополе. В нем собрано более трёх тысяч экспонатов, которые повествуют о появлении в Крыму трамваев и троллейбусов, а также об основных вехах развития дорожного сообщения между Симферополем и южным побережьем полуострова.

Кстати, именно создатель уникального «троллейбусного музея» Георгий Михайлович Славный в своё время был инициатором включения троллейбусной трассы Симферополь — Алушта — Ялта в Книгу рекордов Гиннесса как самой длинной троллейбусной трассы в мире, однако в ответ на его обращение администрация Книги попросила… заплатить за фиксацию мирового рекорда несколько тысяч долларов. Таких денег у «Крымтроллейбуса» не было, так что формально в Книгу рекордов трасса на самом деле не входит.

В таких мундирах ездили водители междугородных троллейбусов в советские годы. фото: александр мащенко / ПГ

Ну а мой троллейбус начинает спуск с перевала вниз, к морю. Остановка: Кутузовский фонтан. На этом месте 24 июля 1774 года потерял глаз в бою с турками 29-летний подполковник Михаил Илларионович Кутузов — будущий победитель Наполеона, много сделавший также и для присоединения Крыма к России. «Смерть сквозь главу его промчалась, Но жизнь его цела осталась», — написал позже об этом случае поэт Гавриил Державин.

Памятник-фонтан в честь Кутузова установили на этом месте ещё в тридцатые годы XIX века, а затем несколько раз реконструировали, причём одна из реконструкций была проведена как раз во время строительства горной троллейбусной трассы.

В «троллейбусном музее» в Симферополе хорошо помнят о том, чем был труд в СССР. фото: александр мащенко / ПГ

Ниже фонтана-памятника ещё две «кутузовские остановки» — Верхняя и Нижняя Кутузовки, за ними — Алушта, после чего «троллейбус времени» отправляется в Ялту, но это уже… Нет, не новая история. Это — следующая серия, следующая глава в романе о том, как Крым превращался в удивительную, единственную в своём роде в целом мире всесоюзную здравницу у моря.

Кстати, температура воздуха в Алуште сегодня, накануне троллейбусного юбилея, +19, температура воды в море — +16.

Планы

В рамках Государственной программы Республики Крым по развитию транспортного комплекса на 2020 — 2024 годы планируется закупить более тысячи единиц новых автобусов и троллейбусов для «Крымтроллейбуса» и муниципальных предприятий, часть из которых будет обслуживать троллейбусный маршрут Симферополь — Алушта — Ялта.

Кстати

— В советские годы троллейбус «Симферополь-Ялта» приносил государству более миллиона долларов прибыли в год.

— В семидесятые годы на волне небывалого успеха троллейбусной трассы Симферополь — Ялта были планы продлить её до Севастополя.

НадежныйМаневренныйЭргономичный

Троллейбус модели 321 — нормальной вместимости, однозвенный, трехдверный, с транзисторной системой управления тяговым электродвигателем переменного тока. Идеально выверенный по основным параметрам, с конструкторской точки зрения, троллейбус — наилучшее решение для эксплуатации в любых городских условиях.

Компактен и эргономичен, отличается маневренностью, мобильностью и высокими эксплуатационными показателями.
Уникальная конструкция кузова с размещением силового оборудования на крыше в герметичных отсеках гарантирует безопасность по сравнению с моделями, где электрооборудование расположено под полом.

Конструктивные особенности:
— низкий уровень пола по всей длине салона (отсутствие ступенек при входе);
— транзисторный тяговый привод, позволяющий экономить до 44% потребления электроэнергии (с учетом рекуперации) по сравнению с реостатно-контакторной системой управления;
— обеспечение доступа для пассажиров с ограниченной мобильностью и пользователей инвалидных
колясок;
— установка электрооборудования на крыше в герметичных отсеках, исключающая воздействие и накапливание атмосферных осадков, влияющих на электробезопасность и надёжность работы.

Технические характеристики

  • Современный дизайн, светлый и просторный салон, удовлетворяющий пожеланиям пассажиров
  • Расположение сидений по схеме 2+2 и 2+1
  • Синхронизированные визуальная и акустическая информационные системы для пассажиров
  • Для перевозки пассажиров с ограниченной мобильностью предусмотрены: система понижения уровня пола троллейбуса со стороны входа («kneeling»), механический пандус с ручным управлением, место для инвалидной коляски с системой фиксации и системой связи с водителем, сиденья с подлокотником и увеличенной подушкой
  • Остекленная перегородка с дверью или без двери и форточкой для продажи билетов отделяет кабину водителя от пассажирского салона
  • Система, исключающая зажатие пассажиров между створками дверей

Дополнительные опции

  • Система пожаротушения
  • Система видеонаблюдения с функцией записи и хранения информации
  • Автоматическая централизованная система смазки
  • Кондиционирование салона и кабины водителя
  • Место для кондуктора с индивидуальным обогревом
  • Система глобального позиционирования GPS или ГЛОНАС
  • Счетчик электрической энергии
  • Автономный ход на расстояние до 250 м на базе штатных аккумуляторных батарей
  • Зеркала с управлением из кабины водителя

* для повышения маневренности данная модель троллейбуса может быть оборудована системой автономного хода на базе дизель генераторной установки. Троллейбус модели 321 оборудован ДГУ, предназначенной для питания электрооборудования троллейбуса при его движении без контактной электросети.

Когда я готовил вчерашний пост Как не стать зайцем в Праге, то неожиданно для себя обнаружил, что в Праге уже более 40 лет тому назад отказались от использования троллейбусов, хотя их производство в Чехии продолжается до сих пор. И мне стало интересно: — Чем же не угодил троллейбус? Почему по улицам практически всех европейских городов, ездят либо автобусы, либо трамваи. Чем трамвай лучше троллейбуса?

Оказывается лучше… Вместимость вагонов трамвая значительно превышает вместительность и автобусов, и троллейбусов. За счет сцепки трамвайных вагонов в состав можно достичь 10-ти кратного увеличения числа пассажирских мест. По этому показателю современным многосекционным трамваям, среди наземного транспорта нет равных. Это единственный вид наземного городского транспорта, который может быть переменной длины за счёт сцепления вагонов (секций) в поезда в час пик и расцепления в остальное время.
В отличие от троллейбусов, трамвай более электробезопасен для пассажиров при посадке и высадке, так как его кузов всегда заземлён через колёса и рельсы. Хотя трамвайный вагон стоит намного дороже автобуса и троллейбуса, трамваи отличаются большим сроком службы, а прокладка трамвайных путей оказывается менее затратной и более ремонтопригодной, чем троллейбусных линий. Единственный недостаток трамваев — это издаваемый ими шум, но и с этим проблемой современные модели трамваев уже успешно справляются.
Не знаю почему мне это нравится, но я люблю фотографировать трамваи. Никогда не упускаю случая, когда вижу их в каждом новом городе, сделать пару снимков. Вот небольшая подборка из моей коллекции…
Вот такие трамваи можно встретить в Риме




А это парижские трамваи… В Париже их встретить можно далеко не везде, но обратите внимание, какие они длинные.


Мюнхен

Лиссабонские ретро трамваи
Краков
Дрезден
Вена
А это швейцарские трамваи на улицах Берна
А это уже знакомые вам трамваи Праги
На улицах Праги можно встретить разные трамваи… от старых трамваев, знакомых нам еще с советских времен, до ультра современных.
Ну и на последок, пару строк в защиту тролейбуса… Как я уже писал выше, Прага отказалась от троллейбусов более 40 лет тому назад, но выпускать Чехия их не прекратила. Например, одна из последних новинок Škoda Electric – 15-метровый трехосный троллейбус Škoda 28Tr». Эта серия предназначена для города Pardubice и примечательна тем, что, помимо электрической тяги, новый троллейбус способен работать и на двигателе внутреннего сгорания. В прошлом году в городе Plzen было собрано 90 троллейбусов для чешских городов, 45 – для румынского города Темешвар, а в настоящее время обкатываются новенькие троллейбусы для Риги, которая их заказала в количестве 145 штук.
А вам, что больше по душе? Трамвай или троллейбус?

MoscowMap.ru 24 февраля 2015

В столице более 700 автобусных маршрутов и 100 троллейбусных. На прошлой неделе мы вам рассказывали про необычные трамвайные маршруты, а сегодня познакомим с троллейбусными и автобусными.

Самый туристический троллейбусный маршрут

Троллейбус № 7

Маршрут: Калужская площадь — парк Победы.

Если туристы попросят жителей столицы назвать удобный маршрут, то скорее всего они услышат про седьмой троллейбус. Он едет от Калужской площади у парка Горького до парка Победы. Уже сами эти остановки заинтересуют гостей столицы. А сама линия проходит по Ленинскому проспекту, улице Косыгина, затем через смотровую площадку Воробьевых гор, у здания МГУ и по набережной Москвы-реки до Киевского вокзала, у которого сворачивает на Кутузовский проспект и движется до конечной. Любая остановка этого маршрута — возможность увидеть старую и новую Москву.

Самый любимый троллейбусный маршрут

Троллейбус Б «Букашка»

Маршрут: Курский вокзал — Малая Никитская улица — Серпуховская площадь — Курский вокзал.

Когда-то давно, в 1912 году, на Садовом кольце, которое называлось «Кольцо Б», место конок занял трамвай, замененный через 25 лет троллейбусом. Его маршрут назывался «Б», однако название «Букашка», данное москвичами еще трамваю, стало родным и новому виду транспорта. В 1982 году маршрут был разделён на два кольца: внутреннее (Бкр) и внешнее (Бч). До сих пор по внешней и внутренней сторонам Садового кольца пассажиры движутся в троллейбусах с трафаретами «Б-красная» и «Б-черная». На внешнем маршруте по субботам вы становитесь слушателем бардовских песен. В праздничные дни в троллейбусе звучат музыкальные фрагменты и культурологические рассказы о столице. Весной 2004 года по этому маршруту был пущен троллейбус, украшенный по мотивам картины Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Весной 2013 года на маршруте была проведена арт-акция. Художники, ехавшие в троллейбусе, рисовали городские пейзажи и прохожих.

Самый короткий автобусный маршрут

Автобус А

Маршрут: ул. Академика Зелинского — метро «Университет».

Длина этого маршрута всего чуть больше 3 километров. Пешеход со средней скоростью может преодолеть это расстояние за 30–40 минут. Но когда спешишь, не до прогулок, поэтому автобус здесь очень нужен, особенно если учесть, что основная его функция — соединить две линии метро. Делает он это шустро, так как едет по дороге, свободной от пробок.

Самый красивый автобусный маршрут

Автобус № 6

Маршрут: Силикатный завод — Павелецкий вокзал

Этот маршрут интересен тем, что проходит по центру Москвы мимо многих достопримечательностей. В любое время он пустой или полупустой. На этом маршруте вы можете полюбоваться нестандартными видами Москва-Сити, старой промышленной архитектурой Силикатного завода, Садовым кольцом с Американским посольством, Никитской улицей с мозаичным фасадом посольства Бразилии и особняками, Арбатскими воротами, Храмом Вознесения Господня, Бульварным кольцом, Большим каменным мостом, Храмом Христа спасителя, Кремлем, театром Эстрады и так далее.

Самый длинный автобусный маршрут

Автобус Н1

Маршрут: метро Юго-Западная — аэропорт «Шереметьево».

Длина этой линии составляет рекордные 56,4 километров. Это первый исключительно ночной маршрут, который ходит с 01:00 до 06:00. От аэропорта «Шереметьево» он пролегает по Ленинскому проспекту через центр Москвы и Кремль. Этот маршрут — отличная возможность проехаться и насладиться ночными видами столицы.

FILED UNDER : Разное

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*